Кто виноват в аварии с кабелями в Красном море
- В Красном море повредили подводные интернет-кабели, соединяющие целые страны и континенты. Сначала в масштабной аварии израильские СМИ обвинили йеменских хуситов, однако позже представители движения опровергли свою причастность и возложили ответственность на США и еврейское государство.
Хуситам нет смысла наносить удары по подводным кабелям, так как они приносят пользу и Йемену, и всему остальному миру, в том числе их товарищам.
Наср ад-Дин Амер заместитель главы информационного департамента движения «Ансар Аллах»
- В одной из пострадавших компаний — SEACOM — заявили, что магистраль могло задеть проходящее судно. Такое на практике уже встречалось, когда капитан забывал вовремя поднять якорь. Однажды кабель даже атаковала акула и пыталась его перекусить.
- В марте 2023-го в НАТО даже прозвучали заявления о том, что удары по интернет-кабелям, трубопроводам и другим коммуникациям на морском дне может наносить подводный флот России — якобы для того, «чтобы лишить связи США и континентальную Европу».
Поврежденные линии входят в один из трех глобальных маршрутов связи: он обеспечивает интернет-соединение между Европой и Азией и пропускает до 17% всего мирового интернет-трафика.
Кто остался без интернета из-за аварии
Проблемы со связью сразу же возникли на северо-востоке Африки. О серьезных перебоях сообщали в странах Персидского залива и Индии.
Израильское издание Globes пишет, что ущерб в этих регионах оказался значительным, но не критичным, поскольку проложены и другие кабели.
Какие кабели повредили
Перестали работать как минимум 4 из 15 кабелей, проходящих через Баб-эль-Мандебский пролив в южной части Красного моря и принадлежащих четырем крупным хостинговым компаниям:
- European India Gateway — соединяет Южную Европу с Египтом, Саудовской Аравией, Джибути, ОАЭ и Индией;
- AAE-1 — соединяет Восточную Азию с Европой через Египет; связывает Китай с Западом через Пакистан, Катар и другие страны;
- Seacom — соединяет Европу, Африку, Индию и ЮАР;
- TGN-EA — соединяет Африку и Индию.
Когда починят кабели в Красном море
По оценкам Globes, ремонт кабелей затянется как минимум на 2 месяца. Работы осложняются из-за постоянных атак хуситов и военной операции США.
Как авария в Красном море отразится на работе интернета в России
Российским пользователям не о чем беспокоиться, уверены эксперты. Через территорию страны проложен надежный сухопутный интернет-маршрут. Его обслуживают «Ростелеком», «ТрансТелеком», а также ряд российских и китайских операторов связи.
Что касается работы интернета в Европе и Азии, то на качество связи авария, скорее всего, тоже не повлияет. Однако если разорвать все системы передачи информации разом, ущерб мировой экономике, по прогнозам, может достичь $10 трлн.
Самое ценное, что идет по кабелю в Красном море, — платежная информация от одних банков в другие, в том числе по системе SWIFT. Если на какое-то время часть платежей остановить, это создаст массу проблем. Россию от SWIFT в рамках санкций давно отключили, обмен информацией с основными торговыми партнерами у нас идет по другим каналам, так что нашу страну проблема если и затронет, то незначительно.
Павел Селезнев декан факультета международных экономических отношений Финуниверситета при Правительстве РФ
Как устроена интернет-связь под водой
На сегодняшний день океаны и моря буквально опутаны информационной сетью: в мире эксплуатируется более 550 подводных интернет-кабелей, а их общая протяженность превышает 1,3 млн км.
Один из самых коротких — длиной около 130 км — проложен между Ирландией и Великобританией. Самый длинный тянется из Юго-Восточной Азии до США через Тихий океан — на 20 тыс. км.
Не по спутникам, а именно по подводным кабелям передается 95% всего мирового трафика. Интернет-линии позволяют передавать большие массивы данных буквально за секунды. Ближе к берегу они закапываются под океанское или морское дно, а на основном пути лежат на его поверхности. Любое повреждение может вызвать локальный, а в отдельных случаях и глобальный сбой.
Какие отрасли страдают из-за атак хуситов
В декабре 2023 года на фоне обострения конфликта Израиля и Палестины йеменские хуситы объявили о поддержке ХАМАС и стали нападать на «связанные с Израилем» торговые суда в Красном море. Американские и британские ВС начали наносить удары по позициям повстанцев, которые, в свою очередь, включили корабли США и Великобритании в список своих основных целей. Из-за осложнения ситуации в Красном море многие перевозчики отказались от транзита через Суэцкий канал. В результате уже к январю 2024-го поток судов в регионе сократился на 30% по сравнению с началом 2023-го.
Это, в свою очередь, привело к сильному росту цен на морские перевозки во всем мире: к примеру, стоимость доставки одного контейнера из Китая в Европу (или в обратном направлении) в январе 2024 года выросла с $2 тыс. до $6 тыс. Из-за изменения маршрутов увеличиваются и сроки доставки — в среднем в 2 раза.
Мы уже видим негативные последствия в Европе, где прекращают работу склады из-за прерывания логистических цепочек. Пострадавшими компаниями сейчас являются Tesla, Volvo, также могут пострадать Adidas, Nike и предприятия высоких технологий.
Павел Иванкинпрезидент Национального исследовательского центра (НИЦ) перевозок и инфраструктуры
Эксперты уверены, что если напряженность в ближневосточном регионе сохранится надолго, то миру понадобятся новые международные маршруты. Одним из таких может стать Северный морской путь, соединяющий Европу и Азию через Арктику. Пока из-за климатических особенностей им пользуются не так активно: в 2022-м там прошло около 1,7 тыс. судов (против 23 тыс. в Суэцком канале). Однако в отрасли не исключают, что этот трафик будет расти.
Фото обложки: ABACA / TASS