Культурный кодДетали

Spotify занялся литературой: помимо музыки и подкастов, сервис начал продавать аудиокниги. С кем он будет конкурировать

Сейчас в каталоге Spotify насчитывается около 300 тыс. аудиокниг — у каждого товара индивидуальная цена.

Руководство платформы, как отмечают эксперты, стремится диверсифицировать бизнес, однако ее опыт с подкастами оказался неудачным.

Что произошло

Стриминговая платформа Spotify запустила сервис для прослушивания аудиокниг. Сейчас в каталоге насчитывается около 300 тыс. произведений.

Контекст

Как отмечают специалисты, руководство платформы стремится диверсифицировать бизнес, чтобы удержать пользователей в одном приложении.

Досье

Теперь Spotify будет соперничать с уже окрепшими на рынке сервисами для прослушивания аудиокниг. Среди них — лидер отрасли Audible, Audiobooks.com и Scribd.

В России

По словам специалистов, рынок аудиокниг в России растет быстрыми темпами. В 2021 году самым прослушиваемым произведением среди жителей страны стала «Дюна» Фрэнка Герберта.

Что произошло

Шведская стриминговая платформа Spotify запустила сервис для прослушивания аудиокниг. Сейчас в каталоге насчитывается около 300 тыс. произведений, пишет The Hollywood Reporter.

Фото: Spotify
  • В 2021-м стало известно, что Spotify покупает платформу для прослушивания аудиокниг Findaway. Сумма сделки составила $119 млн. В том же году компания стала партнером шведского сервиса аудиокниг Storytel. 
  • Среди функций нового раздела Spotify — возможность загрузки контента для прослушивания в автономном режиме; автоматическая закладка, позволяющая сохранить место в книге, на котором остановился пользователь; регуляторы скорости для ускорения или замедления темпа воспроизведения; и отображение совокупного рейтинга книги.
  • Отмечается, что в сервисе ни одну аудиокнигу нельзя прослушать бесплатно, ее можно только купить, после чего файл кажется в библиотеке пользователя. Также отсутствует функция ежемесячной подписки: у каждого товара индивидуальная цена, которую компания устанавливает вместе с издателями. 
  • Со временем Spotify намерен добавить функцию рекомендаций, основанных на предпочтениях людей. Также ожидается, что в будущем на платформе появятся эксклюзивные аудиокниги, доступные только пользователям сервиса. Директор Spotify по контенту Доун Острофф не исключила появления рекламы в аудиокнигах.
Фото: Spotify
  • Пока новый раздел доступен только для аккаунтов в США. В дальнейшем в компании будут работать над расширением доступа в других странах.

Контекст

Spotify — один из крупнейших в мире стриминговых аудиосервисов. Он был создан в 2008 году и сейчас насчитывает 422 млн активных пользователей по всему миру.

  • Компания уже несколько лет стремится выйти за рамки музыкального сервиса и инвестирует сотни миллионов долларов в развитие бизнеса. 
  • Так, в 2020-м Spotify добавил на свою платформу аудиокнигу «Гарри Поттер и философский камень», главы которой читали звезды — Дэниел Рэдклифф, Дэвид Бекхэм и Дакота Фаннинг. 
  • В январе 2021-го сервис выпустил подборку 10 классических произведений, озвученных знаменитостями.

Помимо музыки и книг, сервис активно добавляет на свою платформу подкасты.

  • В начале 2019 года Spotify объявил о приобретении двух подкаст-компаний — Gimlet Media и Anchor.
  • За последние 2 года компания подписала эксклюзивные сделки со знаменитостями, среди них Барак и Мишель Обама, принц Гарри и Меган Маркл и комик Джо Роган.
  • В 2021 году Spotify купил платформу для поиска подкастов Podz. Она создает тизеры, которые помогают слушателям определиться с выбором.
  • После таких приобретений акции компании значительно выросли. В течение 2020 года акции Spotify подорожали более чем вдвое — с $121 за бумагу в марте до $315 в декабре. 
  • Однако в 2021 году ценные бумаги компании подешевели почти на 40%. Инвесторы начали избавляться от ценных бумаг музыкальной платформы после публикации отчета за первый квартал, согласно которому число активных пользователей платформы оказалось ниже, чем ожидалось. 
  • Также компания попала в скандал из-за подкаста Джо Рогана. Одним из гостей выпуска стал вирусолог Роберт Малоун, который заявил, что вакцины от COVID-19 повышают риск заражения у переболевших. 270 американских медиков обратились к Spotify с открытым письмом и потребовали, чтобы платформа проверяла на научную достоверность шоу, в которых поднимается тема COVID-19. Распространение фейков о коронавирусе возмутило многих знаменитостей, чья музыка или подкасты были доступны на Spotify, и они отказались от сотрудничества с сервисом.
  • В общей сложности компания потратила более $1 млрд на развитие подкастов на платформе. Однако это направление все еще не приносит значительной прибыли Spotify. Как отмечают аналитики, руководство платформы стремится диверсифицировать бизнес, чтобы удержать пользователей в одном приложении.

Досье

Теперь Spotify будет соперничать с уже окрепшими на рынке сервисами для прослушивания аудиокниг — вот некоторые из них.

  • Audible — лидер отрасли, крупнейшее в мире приложение для аудиокниг. Сервис принадлежит ИТ-гиганту Amazon. У Audible огромная база аудиокниг — более 400 тыс. экземпляров. Примечательно, что на платформе можно не только покупать книги, но и брать их напрокат. Кроме того, если пользователю не понравилось произведение, то его можно вернуть и получить деньги назад. Книги остаются в библиотеке даже после прекращения подписки. В общей сложностей Audible насчитывает около 300 млн активных пользователей.
  • Еще один популярный сервис — Audiobooks.com — имеет схожий с Audible функционал. На площадке насчитывается более 150 тыс. книг, три выдаются бесплатно за регистрацию. Свободный доступ на платформе также предоставляется более чем к 8 тыс. произведений. В общей сложности приложение Audiobooks.com скачали более 1 млн раз.
  • Scribd — сервис, который за $9,99 в месяц дает доступ к 40 тыс. различных аудиокниг. Однако у приложения есть существенный недостаток — после истечения срока действия подписки покупки исчезают из библиотеки пользователя. На сервис подписаны более 1 млн пользователей.

В России

  • Компания Bookmate выяснила, что в России 80% пользователей только читают книги, лишь 11% предпочитают аудиокниги и 9% совмещают оба формата. Для сравнения: в Дании книги слушают 70% пользователей.
  • При этом бизнесмены отмечают, что рынок аудиокниг в России растет быстрыми темпами, так как стартует с низкой базы. «Российский рынок аудиокниг находится только в начале своего развития», — считает гендиректор Storytel Russia Борис Макаренков. 
  • Среднестатистический слушатель аудиокниг в РФ — женщина в возрасте от 20 до 39 лет. Мужчины тоже есть, но их не более 35%.
  • По данным Storytel, в России самая популярная категория аудиокниг — «Фантастика и фэнтези».
  • Самым прослушиваемым произведением в 2021 году в России стала «Дюна» Фрэнка Герберта. В топ также попали «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ной Харари и «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.
  • Также ГК «ЛитРес» ежегодно проводит в России премию «Электронная буква». Цель мероприятия — «развитие и популяризация самиздата на российском рынке, поддержка независимых авторов и чтецов, предоставление необходимых ресурсов для их творческого роста и реализации». Книгой 2021 года на премии назвали ​​«Записки Ночного Ангела» Эдварда Ская, а лучшим чтецом — Светлану Шаклеину.
  • «Яндекс», в свою очередь, пообещал в будущем добавить к своей подписке «Мульти» (с ноября 2022 года она сменит название на «Плюс») возможность прослушивать книги.

Фото обложки: Spotify

Копировать ссылкуСкопировано