КапиталДеталиТехнологии

Разделили, но не поровну: китайские бренды захватили российский рынок смартфонов, но не смогли вытеснить местных производителей кнопочных мобильных

Доля смартфонов отечественных производителей на российском рынке по итогам первого квартала 2023-го упала до 0,1%. Россияне делают выбор в пользу китайских брендов: Xiaomi и Realme по количеству проданных смартфонов обошли даже Samsung. 

Что произошло

По итогам января-марта 2023 года доля смартфонов отечественных производителей на российском рынке упала с 2% до 0,1% год к году. Одна из причин — усиление китайских конкурентов. 

Что говорят

В каталоге российской сети магазинов «Ситилинк» сегодня представлены только два российских бренда — BQ и Inoi. Ритейлеры распродают последние складские запасы.

В цифрах

Отрасль все еще привлекает российских инвесторов: например, в феврале 2023-го в стране зарегистрировали компанию, которая к концу года планирует выпустить 100 тыс. отечественных смартфонов и планшетов. 

Расклад сил

Самым популярным брендом у россиян в первом квартале 2023-го стал Xiaomi, на второй строчке — Realme, а на третьем месте оказался Samsung.

Что произошло

  • По итогам первого квартала 2023-го поставки в Россию смартфонов отечественных брендов упали почти до нуля: по данным GS Group, их доля в общем объеме сократилась с 2% до 0,1% год к году. В частности, в магазинах нет новых моделей смартфонов Dexp, F+ и Digma, ритейлеры распродают складские запасы. 
  • Несмотря на активный курс на импортозамещение, снижение доли отечественных брендов на российском рынке смартфонов началось еще в 2022 году, отмечают эксперты. Это связано с удорожанием логистики, проблемами с лицензированием сервисов Google для установки на гаджеты (ИТ-гигант начал отказывать в лицензии своих сервисов российским производителям смартфонов), но главная причина — усиление китайских конкурентов.
  • Так, в «М.Видео – Эльдорадо» рассказали, что сегодня российские смартфоны представлены «преимущественно в ультрабюджетном сегменте», где присутствуют более конкурентоспособные бренды — технологичные и функциональные китайские гаджеты.

Что говорят

  • В МТС подтвердили, что в первом квартале 2023-го компания продала российских смартфонов в 2 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. А в каталоге «Ситилинк», например, на данный момент представлены только два отечественных бренда — BQ и Inoi. Представитель ритейлера отметил, что это «единичные экземпляры», оценивать перспективы продаж по которым невозможно. Кроме того, Inoi — изначально российский бренд смартфонов и кнопочных телефонов китайской сборки — осенью 2022-го покинул Россию и теперь позиционирует себя как эстонский бренд.
Фото: bq.ru
  • Представители бренда F+, который специализируется на кнопочных телефонах, утверждают, что «у компании достаточно товара для обеспечения бесперебойных поставок всех востребованных моделей». При этом производитель фокусируется на выпуске смартфонов и планшетов для госсектора. По мнению представителей рынка, это перспективное направление для развития в связи с курсом властей на импортозамещение и усиление безопасности данных.
Фото: fplusmobile.ru
  • В «М.Видео – Эльдорадо» отметили, что в сегменте кнопочных телефонов российские бренды занимают 60%. По данным GS Group, в целом по рынку доля российских марок в кнопочных телефонах в первом квартале 2023-го выросла до 75% — с 60% годом ранее. Так, с января по март текущего года в России продали в общей сложности 1,1 млн кнопочных телефонов. 

В цифрах

  • В 2022 году в Россию импортировали 35,4 млн мобильных телефонов. Это на 21% меньше, чем в 2021-м. Доля смартфонов составила 78% (27,5 млн штук), а кнопочных телефонов — 19% (7,9 млн штук). 
  • Суммарные поставки пяти главных импортеров — Xiaomi, Realme, Samsung, Tecno и Apple — за прошлый год составили 21,4 млн штук. По денежному обороту лидером оказался Apple с долей рынка 31,8%, на второе место вышла компания Xiaomi (21,5%), а Samsung занял третье место (14,5%). 
  • При этом по поставкам за 2022-й лидером стал Xiaomi: производитель импортировал в Россию 8,3 млн телефонов. Из них 41% относится к бюджетному сегменту, 56% – к среднему ценовому сегменту, а в верхний сегмент Xiaomi поставил менее 5% смартфонов. 
  • В GS Group отмечают, что в 2022-м произошло изменение структуры рынка в пользу китайских холдингов. Так, поставки смартфонов Samsung по итогам 2022 года упали в 3 раза — до 3,7 млн штук, а поставки iPhone — в 2 раза, до 2,1 млн штук. При этом импорт китайских смартфонов Realme в Россию за 2022 год составил 4,3 млн штук, поставки выросли на 78%. 
  • Однако отрасль все еще остается привлекательной для российских инвесторов и производителей. Например, в феврале 2023-го в России зарегистрировали компанию «Суверенная мобильная инициатива. Холдинг», которая займется разработкой и производством розничной линейки смартфонов и планшетов на ОС Android. Цена устройств будет составлять от 10 тыс. до 30 тыс. рублей. К концу 2023-го холдинг планирует выпустить до 100 тыс. гаджетов, а к 2026-му — занять до 10% российского рынка (3–3,5 млн устройств). Подобными темпами производство наращивала и российская Yota Devices: в феврале 2014 года компания презентовала YotaPhone, 40 тыс. экземпляров гаджета продали в России, Евросоюзе и странах Ближнего Востока, а уже в феврале 2014-го вышел YotaPhone 2, продажи которого достигли 96 тыс. штук.

Расклад сил

  • В период с января по март 2023 года россияне купили более 6,5 млн смартфонов. По данным РБК, доля проданных китайских устройств в России составила 70%. Для сравнения: годом ранее они занимали примерно 50% рынка. 
  • Самым популярным брендом в первом квартале 2023-го стал Xiaomi, на второй строчке — Realme, а на третьем месте оказался Samsung. При этом россияне стали тратить меньше средств на покупку новых гаджетов. Так, средний чек в первом квартале 2023-го составил 22 тыс. рублей. Это на 23% меньше по сравнению с 2022-м.
  • Среди российских брендов лидерами на начало 2023 года, по данным «Марвел-дистрибуции», стали такие бренды, как BQ (32 тыс. проданных телефонов), Black Fox (примерно 4 тыс.) и Vertex (800). 
Фото: blackfox-rus.com
  • Покупатели проявляют интерес к устройствам от российских брендов, но в итоге выбирают смартфоны от азиатских производителей, в том числе Xiaomi, Realme, Infinix, OPPO и Poco, отмечают представители Wildberries. По прогнозам аналитиков, в 2023 году общие продажи российских смартфонов не превысят 200 тыс. штук. 
Копировать ссылкуСкопировано