Когда в Москве появились первые автобусы
Первые упоминания об автобусах в Москве датируются еще началом прошлого века. Так, в 1907 году была запущена линия от Камер-Коллежского вала вблизи Марьиной Рощи до Останкино, которое тогда считалось пригородом. Автобусы принадлежали графу Шереметеву и курсировали только в летний сезон. Летом 1908-го появился маршрут от Петровского парка до Покровского-Глебова. Эти маршруты долго не проработали, но стали предвестниками регулярного автобусного движения в столице.
Это сейчас доехать от «Комсомольской» до «Белорусской» можно на метро и на МЦД, а тогда именно автобус связал сразу четыре московских вокзала.
Первые машины прибыли в Москву из-за рубежа. Тогда было закуплено восемь автобусов английской фирмы «Лейланд», каждый из которых вмещал 29 пассажиров и ехал со скоростью 30 верст в час.
Вчера в 12 час. в Москве открылось регулярное автобусное сообщение от Каланчевской площади до Тверской заставы. Весь маршрут 8 верст… в пути — 25–27 минут. По линии курсируют 8 автобусов с интервалом 6–8 минут…
Заметка из газеты «Рабочая Москва» от 9 августа 1924 года
С тех пор автобус стал неотъемлемой частью Москвы, он развивался, количество маршрутов увеличивалось. Для новых машин строили гаражи. Среди них были и два шедевра от Константина Мельникова — Бахметьевский гараж (ныне в нем находится Еврейский музей) и гараж на Новорязанской (здесь скоро откроется Музей транспорта Москвы).
Именно автобус первым приходит в новые районы Москвы, чтобы жители могли добраться до ближайших станций метро. С 2011 года появились экспресс-маршруты, с помощью которых можно с ветерком доехать из окраины до центра Москвы.
Автобус и сегодня является важной частью Москвы. Только за последние 10 лет в столице появилось более 6 тыс. современных автобусов, а число маршрутов наземного транспорта перешагнуло за 900. Некоторые городские маршруты вообще можно назвать туристическими, ведь они проходят через множество достопримечательностей. И пока вы едете по своим делам из точки А в точку Б, можно любоваться красотами Москвы.
Топ самых красивых автобусных маршрутов Москвы
«Б», или «Букашка»: по Садовому кольцу
Легендарная «Букашка» курсирует по Садовому кольцу аж с 1911 года. Изначально это был трамвай «Б», который стал дополнением к маршруту «А» — «Аннушке», ходившей в то время по Бульварному кольцу. На смену трамваям с середины 1930-х пришли троллейбусы. А с 2016 года на маршрут «Б» вышли автобусы.
На «Букашке» за один час можно проехать по всему Садовому кольцу и увидеть много достопримечательностей. Отправившись с Павелецкого вокзала, далее вы увидите Курский. Но не только вокзалы можно рассмотреть из окна «Букашки», а, например, еще две сталинские высотки — на Красных Воротах и Смоленской (здание МИД России) и проехать по Крымскому мосту. Добраться на маршруте «Б» можно до Сухаревской с ее театрами, до зоопарка, Арбата, Парка Горького.
м1: Больница РЖД – Улица Кравченко
Маршрут проходит через два знаменитых проспекта-однофамильца: Ленинградский и Ленинский. Главное, не перепутать в дороге. Из окна автобуса м1 можно увидеть стадион «Динамо», Белорусский вокзал, Триумфальную и Пушкинскую площади. А также проехать мимо Манежа, Болотной площади, ГЭС-2 и Нескучного сада.
м7: Метро «Стахановская» – Парк «Фили»
Если м1 идет с севера на юг, то м7 — с востока на запад. Он тоже охватывает много знаковых районов. Начать можно с Таганки, проехать мимо высотки на Котельнической набережной и Большого театра. Далее выехать к Новому Арбату и увидеть знаменитые дома-книжки. Чуть дальше виднеются башни Москва-Сити и Триумфальная арка у Поклонной горы. Завершится же поездка в парке «Фили».
Топ самых популярных автобусных маршрутов столицы
е85: Каширское шоссе (МКАД) – Метро «Добрынинская»
Экспресс-маршрут связывает юг Москвы с центром. Жители Орехово, Сабурово, Москворечья и Нагатино относительно быстро могут доехать до «Каширской», МЦК «Верхние Котлы» и «Добрынинской».
605: Юрловский проезд – платформа Лось
Этот маршрут проходит через несколько районов на северо-востоке Москвы и связывает между собой Отрадное, Южное Медведково, Бабушкинский и Лосиноостровский. Для жителей последнего он имеет особо важное значение. Лосиноостровский — один из немногих районов Москвы, в котором нет своей станции метро, и 605-й автобус является ключевым для его жителей.
м1: Больница РЖД – Улица Кравченко
м1 не только красивый, но еще и популярный маршрут. В том числе и потому, что пользуется спросом у туристов. Но в первую очередь это отличный способ добраться по Ленинградскому или Ленинскому проспектам до самого центра Москвы.
Парад автобусов: где и когда он будет, что там покажут
В честь 100-летия московского автобуса в августе пройдет целый парад. Автобусы проедут от площади Тверская Застава по Ленинградскому проспекту и Ленинградскому шоссе до Северного речного вокзала. Ранее сообщалось, что его планируют провести 10 августа, но из-за неблагоприятного прогноза погоды дептранс Москвы перенес мероприятие на середину августа.
Среди участников парада будут знаменитые и любимые многими автобусы. Например, ЛиАЗ-677 — автобусная классика советского времени. Выйдет на парад и Mercedes-Benz Türk O325 — такая модель была распространенной во второй половине 1990-х. Разумеется, в деле будет и легендарная «гармошка» «Икарус-280» — пожалуй, главный автобус Москвы на протяжении нескольких десятилетий. Участвовать в параде будут и современные автобусы ЛиАЗ-6213 и НефАЗ-5299.
Всего в параде примут участие 19 современных и исторических моделей автобусов. До вечера их можно будет внимательнее рассмотреть на Северном речном вокзале и сделать фото.
Как еще отметят 100-летие автобусного движения в Москве
На Северном и Южном речных вокзалах подготовили развлекательную программу: мастер-классы по рисованию и изготовлению смайлов, игротеку и квест. Также пройдут лекции об истории автобусов, встречи с реставраторами и выступления музыкантов. Только перед походом стоит уточнить расписание.
На том же Северном речном вокзале, а также в парке «Сокольники» откроется фотовыставка «От ретро к современности», на которой покажут изображения автобусов разных лет. А на тот самый маршрут «Б» по Садовому кольцу выйдут брендированные автобусы.
Фото обложки: Дептранс Москвы