Что произошло
Японский стартап ALI Technologies представил летающий байк Xturismo.
Детали
Внешне он отдаленно напоминает мотоцикл, но внизу устройства — не колеса, а внушительные пропеллеры.
Мировая практика
Это не первый проект «летающего мотоцикла»: среди игроков отрасли выделяется российский стартап Hoversurf, несколько лет назад представивший ховербайк серии Scorpion.
Но при этом
В большинстве стран мира нет специальных правил для ховербайков, часто пользование такими аппаратами регулируется лишь нормами, принятыми для дронов, — это существенно тормозит развитие отрасли.
Что произошло
- Японский стартап ALI Technologies, занимающийся дронами, представил летающий байк Xturismo.
- В компании надеются убедить богатых потребителей обменять свои суперкары на летающие мотоциклы. Стоимость новинки — 77 млн иен (порядка $675 тыс., или 47 млн рублей).
- Стартап уже принимает заказы и планирует начать поставки первой партии из 200
ховербайков в первой половине 2022 года.
Детали
- Корпус ховербайка напоминает классический мотоцикл, отличие — в расположенных внизу пропеллерах. В неподвижном состоянии машина опирается на посадочные салазки.
- Транспортное средство оснащено обычным двигателем внутреннего сгорания и четырьмя двигателями с аккумуляторами. Запас хода Xturismo — 40 минут, он может разгоняться до 100 км/час.
- Xturismo совершил короткий полет в нескольких метрах от земли на гоночной трассе возле горы Фудзи.
- В компании ALI Technologies предполагают, что их транспорт может заинтересовать спасателей для использования в труднодоступной местности.
Мировая практика
Разработкой летающего транспорта (как ховербайков, так и аэромобилей) занимается множество компаний.
- В 2015 году американские военные совместно со стартапом Malloy Aeronautics объявили о разработке летающего мотоцикла. Это устройство с четырьмя двигателями может разгоняться до 75 км/час и находиться в воздухе до 30 минут, оно способно летать как автономно, так и с человеком на борту.
- Российская компания Hoversurf в 2016 году презентовала проект летающего мотоцикла Scorpion 1, а после показала миру Scorpion 2 и Scorpion 3. Третья серия модели тестировалась на трассе Moscow Raceway и установила мировой рекорд высоты и скорости подъема на испытаниях в ОАЭ. Scorpion 3 может летать на высоте 16 метров, его максимальная скорость — 96 км/час. Транспорт тестировала полиция Дубая.
- В апреле 2016 года британец Колин Ферз представил ховербайк, использующий два парамотора. Каркас устройства изобретатель выполнил из алюминиевых труб и профилей.
- Еще один ховербайк разработала калифорнийская компания Aerofex. Aero-X может подниматься на 3 метра, развивать скорость до 72 км/час и перевозить до двух человек. В 2014 году сообщалось, что модель поступит в продажу в 2017 году, но этого так и не произошло.
- В 2019 году СМИ писали о создании летающего мотоцикла Speeder от американской компании Jetpack Aviation. Устройство может подниматься на высоту до 4,5 км и развивать скорость до 225 км/час. Разработчик принимал депозиты ($380 тыс. за штуку) на изготовление такого транспорта для личного пользования. Планировалось выпустить не более 20 экземпляров. По последним данным, Speeder поступит в продажу в 2023 году.
- Одноместный летающий электробайк за $92 тыс. представила в октябре 2021 года шведская компания Jetson Aero. Он может разгоняться до 100 км/ч. Аппарат предназначен для развлечений и не претендует на роль серьезного транспортного средства. Несмотря на это, все предзаказы на 2022 год оплачены, ховербайки, выпуск которых намечен на 2023 год, тоже раскупили практически полностью.
Но при этом
Современные законы, инструкции и правила как для наземного, так и для воздушного транспорта составлялись, когда о ховербайках писали лишь фантасты. Отсутствие норм, регулирующих использование транспорта такого типа, серьезно тормозит развитие этой отрасли. Исключением является США, где разрешение на гражданское использование ховербайков уже подписано авиационным агентством — FAA.
- По американским законам, ховербайки относятся к классу сверхлегких летательных аппаратов (менее 150 фунтов, или 68 кг), для их управления не нужна лицензия пилота. Помимо летающих мотоциклов, к этой категории относятся, например, воздушные шары и дельтапланы.
- В Японии использовать ховербайк можно только на специально оборудованных треках. Передвигаться на летающем байке над автомобильными дорогами запрещено. Строгие правила ограничивают использование таких устройств из соображений безопасности.
- В остальных странах мира также нет специального регулирования для ховербайков, часто такие аппараты не сертифицированы. Например, в России только собираются тестировать тяжелые беспилотники, перевозящие грузы, а также устанавливать требования к их маршрутам.
Фото обложки: Xturismo