КапиталДетали

Российские спортивные ритейлеры запускают собственные линейки одежды. Готовы ли россияне отказаться от международных брендов

Пока параллельный импорт спортивных товаров не обеспечил стабильность поставок и цен, «Спортмастер», Lestate и другие российские ритейлеры и дистрибьюторы запускают собственные линейки одежды и обуви.

Россияне все чаще переходят на локальные бренды, говорят эксперты.

Тенденция

Российские компании, специализирующиеся на продаже спортивных товаров, все чаще запускают собственные торговые марки — на фоне «непредсказуемости и хаотичности» импортных поставок. 

Что говорят

Многие покупатели сегодня не готовы платить 10–12 тыс. рублей за кроссовки известного бренда, отмечают представители отрасли. Для таких потребителей компании и разрабатывают новые доступные бренды. 

В цифрах

Сегодня от товаров известных спортивных брендов, заявивших об уходе с российского рынка, готовы отказаться 11% опрошенных. Осенью 2022-го этот показатель составлял 6%.

Расклад сил

Крупнейшими игроками глобального рынка спортивных товаров в 2022 году стали американские Nike, Dick’s Sporting Equipment и Walmart, а также французская Decathlon. 

Тенденция

  • Параллельный импорт спортивных товаров, который запустили в России после ухода большинства международных брендов, пока не обеспечил стабильность поставок и цен. Специализированные компании нашли выход и стали запускать собственные марки (СТМ), выяснил «Коммерсант». 
  • Так, российский дистрибьютор спортивной одежды и обуви Lestate работает над собственной линейкой Rank. Компания уже подала несколько заявок в Роспатент. Коммерческий директор Lestate Роман Самсонов рассказал, что под брендом будут производить обувь, одежду и аксессуары. Планируется, что продукция Rank появится в мультибрендовых магазинах Москвы и Санкт-Петербурга в начале 2024 года, а затем — на маркетплейсах и в сегменте оптовых поставок.
  • «Спортмастер» давно развивает собственные торговые марки, включая Demix и Nordway, но, вероятно, планирует запустить еще одну линейку. В этом году ритейлер зарегистрировал ряд доменов, включая athlex-sport.ru, пишет «Коммерсант». Одежда и обувь под брендом Athlex уже доступна на сайте «Спортмастера» для предзаказа для оптовых поставок.
  • Прошлой осенью собственный бренд запустила и другая мультибрендовая сеть магазинов кроссовок и кед — Street Beat. Представители компании сообщили, что на сегодняшний день доля СТМ у Street Beat в общем ассортименте достигает 20%.  

Что говорят

  • С закрытием ряда спортивных магазинов, где продавались известные зарубежные марки, прекратились и поставки новейших технологичных товаров. Представители отрасли фиксируют дефицит в нише технологичной экипировки и одежды для профессиональных спортсменов, отмечает «Коммерсант». 
  • При этом компании, запускающие собственные линейки, сегодня сталкиваются с ограниченным количеством оборудования для производства, нехваткой кадров, а также отсутствием необходимых тканей и фурнитуры в стране. 
  • Розничные сети запускают СТМ из-за «непредсказуемости и хаотичности импортных поставок», говорят эксперты. Более того, стоимость продукции международных фешн-ритейлеров, которая ввозится в Россию через параллельный импорт, значительно подскочила. Покупатели сегодня не готовы платить 10–12 тыс. рублей за кроссовки известного бренда, считают в Lestate. Для таких потребителей компании и разрабатывают собственные линейки. 

В цифрах

Для россиян бренд уже не играет большого значения, пишет «Коммерсант»: сегодня покупатели все чаще переходят на менее известные, но доступные по цене товары. 

  • По данным опроса, проведенного Б1, в 2023 году при покупке спортивной обуви потребители отказывались от привычных брендов чаще, чем осенью 2022-го. Сейчас от товаров известных спортивных брендов, заявивших об уходе с российского рынка, готовы отказаться 11% опрошенных, в то время как прошлой осенью этот показатель составлял 6%. Эта тенденция также заметна в сегменте парфюмерии и косметики. Так, от товаров популярных парфюмерных брендов сегодня готовы отказаться 17% опрошенных против 11% осенью 2022-го.
  • Замещение брендов, ушедших с рынка, новыми марками во всех сегментах ритейла не привело к сокращению ассортимента, отмечают в Б1: если прошлой осенью 51% россиян ожидали сокращения ассортимента всех линеек товаров, то весной этого года показатель упал до 37%. 
  • Более того, 45% россиян покупают товары ушедших брендов, поставляемых через параллельный импорт. При этом четверть опрошенных отметили, что за такие товары приходится платить на 10% дороже. Еще 13% респондентов заявили о росте цен более чем на 20%. 

Расклад сил

  • В 2022 году крупнейшим в мире розничным продавцом спортивных товаров стала американская Nike Inc.: прибыль компании увеличилась на 5% по сравнению с 2021-м — до $46,7 млрд. В частности, выручка бренда Nike составила $44,4 млрд, а Converse — $2,3 млрд. Самыми популярными линейками компании аналитики назвали Air Jordan, Nike Pro, Air Force 1 и Air Max. 
  • Французская компания Decathlon в 2022 году заработала €15,4 млрд. Это на 12% больше по сравнению с 2021-м. Онлайн-продажи составили 17% выручки. Для сравнения, в допандемийном 2019 году этот показатель составлял лишь 8%. В отчете компании говорится, что на данный момент Decathlon присутствует в 72 странах и насчитывает почти 105 тыс. сотрудников по всему миру.
  • Американский ритейлер Dick’s Sporting Equipment зафиксировал в 2022 году выручку  $12,37 млрд. Это рекорд для компании, показатель на 0,6% больше, чем за 2021 год, и на 41,3% — чем за 2019-й. 
  • Еще один крупный игрок рынка спортивных товаров — ритейлер Walmart. Общая выручка компании в 2022 году составила $611 млрд. Сегмент спортивных товаров ежегодно приносит Walmart порядка $10 млрд. 

Фото обложки: Евгений Софийчук / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано