Мир в огнеДетали

Возвращение «пиратских нулевых» или спасательный круг для российского бизнеса: представители индустрии развлечений взвесили все «за» и «против» принудительного лицензирования контента

По данным российских СМИ, в апреле власти начали разрабатывать законопроект, который сделает легальным доступ к новым иностранным фильмам, сериалам и музыке в РФ.

Одни отраслевые эксперты уверены, что с принятием такого механизма качество контента на видеосервисах и в кинотеатрах резко снизится, другие считают, что мера отвечает интересам российских пользователей.

Контраргументы

Ряд российских видеосервисов и представители книжной индустрии не поддержали идею принудительного лицензирования контента из «недружественных» стран — это может грозить, например, удалением приложений из Google Play и AppStore.

Аргументы

В Ас­со­циа­ции му­зыкаль­ной ин­дус­трии считают, что мера позволит «не откатиться к «пиратским нулевым». По мнению юристов, она поможет сохранить бизнес кинопрокатчиков. 

Тенденция

Власти разрабатывают и другие меры, чтобы россияне могли продолжать пользоваться привычными товарами и услугами, например ввели параллельный импорт.

Мировая практика

Принудительное лицензирование предусмотрено в законодательстве многих стран, но обычно касается патентов. РФ может стать первой в мире страной, которая массово применит его для художественных произведений. 

Контраргументы

Представители некоторых отечественных видеосервисов и музыкальной индустрии не поддержали идею принудительного лицензирования контента из «недружественных» стран. Об этом они заявили в обращении к администрации президента РФ (есть в распоряжении «Ведомостей». Ранее в издании сообщили, что власти начали разрабатывать соответствующий законопроект, который сделает легальным доступ к новым иностранным фильмам, сериалам и музыке в РФ.

  • Суть законопроекта в том, что если правообладатель в одностороннем порядке отказался от договора, лицензию на контент можно получить через суд. Эта мера может коснуться компаний Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount. Ранее они объявили о приостановке деятельности выпуска в России нового контента на фоне спецоперации в Украине. 
  • Против выступила Ассоциация «Интернет-видео» (АИВ), которая объединяет крупные российские видеосервисы ivi, Okko, Amediateka, Start, viju и «Триколор ТВ», пишут «Ведомости». 
  • По мнению АИВ, резко снизится качество услуг (российский дистрибутор может не найти экземпляр произведения в качестве, необходимом для показа в кинотеатрах и видеосервисах).
  • Также может быть приостановлена работа российских видеосервисов на иностранных устройствах и платформах. А с их помощью контент смотрит около 70–90% аудитории сервисов, отметили в АИВ. «Ни одна из стран или компаний, контролирующих устройства и платформы IOS, Android, Smart TV и консоли, не признает этого права принудительной лицензии».

Проблему с временной невозможностью использования части иностранного контента не следует решать изменением фундаментальных принципов защиты авторских прав. С учетом масштаба это можно назвать легализацией пиратства.

Алексей Бырдин
глава АИВ
  • В На­цио­наль­ной фе­дера­ции му­зыкаль­ной ин­дус­трии заявили, что в качестве ответных мер приложения российских сервисов могут быть удалены из иностранных магазинов приложений. В НФМИ также отметили, что правообладатели не отзывали ранее выпущенные каталоги контента и продолжают исполнять текущие обязательства.
  • Против инициативы выступают также представители книжной индустрии. По словам члена правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете Максима Рябыко, издатели рассчитывают сохранить рабочие отношения с большинством зарубежных авторов и их агентов.

Аргументы

Другие организации, а также некоторые юристы идею, наоборот, одобряют

  • Исполнительный директор Ас­со­циа­ции му­зыкаль­ной ин­дус­трии (АМИ) Дмитрий Коннов отметил, что стремление западных компаний лишить россиян доступа к контенту и культурным ценностям «никуда не годится».
  • Коннов считает, что правительство должно думать в первую очередь об интересах «простых российских пользователей» и отечественного музыкального бизнеса, а только потом о «чаяниях американских мейджоров». 
  • По его мнению, принудительное лицензирование позволит развивать российские креативные индустрии и в то же время «не откатиться к «пиратским нулевым». 

В конце концов законодатель предлагает воспользоваться вполне легитимным правовым инструментом.

Дмитрий Коннов
исполнительный директор АМИ 
  • Юристы высоко оценивают вероятность того, что законопроект примут, так как он в том числе призван сохранить рабочие места и бизнес российских кинопрокатчиков. По их словам, принудительное лицензирование зарубежного контента в России в какой-то степени революционное или, по крайней мере, уникальное на глобальном рынке авторских прав: ранее такая практика применялась только к изобретениям или, например, промышленным образцам. 

Тенденция

По данным «Ведомостей», законопроект о принудительном лицензировании начали разрабатывать еще в апреле после ухода крупных зарубежных медиакомпаний. И это не единственная мера, которую государство приняло для того, чтобы жители продолжали пользоваться привычными для них товарами и услугами, несмотря на антироссийские санкции. 

  • В мае 2022 года Минпромторг РФ опубликовал перечень товаров для параллельного импорта — это легализация ввоза в страну товаров брендов без разрешения правообладателя.
  • В список вошли более 50 категорий, необходимых для промышленности и потребителей. Среди них, например, косметика (но далеко не все популярные бренды), фармпродукция, средства гигиены, одежда, обувь, резина, пластмасса, бумага, автомобили, электронная и бытовая техника, оружие.
  • Ранее власти намеревались отменить ответственность за использование нелицензированного ПО, если оно принадлежит правообладателям из стран, поддержавших антироссийские санкции. Позже от этой идеи отказались, не объяснив причину.

Мировая практика

По словам экспертов, принудительное лицензирование, по сути, предусмотрено всеми международными соглашениями в патентной сфере: Парижской конвенцией об охране интеллектуальной собственности и Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), принятым под эгидой ВТО. 

  • Принудительное лицензирование патентов на основании решения высших органов власти предусмотрено в законодательстве ряда экономически развитых стран. Среди них, например, США, Германия, Австрия, Великобритания. Однако эта мера редко применяется на практике. 
  • В разгар пандемии Канада и Германия разрешили выдавать принудительные лицензии на любые изобретения, необходимые для борьбы с COVID-19. Израиль поступил также в отношении препарата для лечения ВИЧ, принадлежащего американской AbbVie.
Копировать ссылкуСкопировано