Что произошло
Госдума в третьем чтении приняла закон, регулирующий работу такси. Он налагает ответственность на агрегаторы в случае происшествий на дорогах.
Детали
Документ также устанавливает целый ряд требований к внешнему и внутреннему оснащению такси — к примеру, машины должны быть оборудованы приборами контроля за усталостью и вниманием водителей.
Что говорят
Некоторые нововведения вызвали неоднозначную реакцию среди участников рынка: пока они не понимают, откуда брать средства для оснащения такси дополнительными устройствами.
Перспектива
Специалисты опасаются, что новый закон приведет к финансовым потерям для агрегаторов, в результате чего услуги такси существенно подорожают — на целых 50%.
Что произошло
Государственная Дума в третьем чтении приняла закон, регулирующий работу такси. Он вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
- Согласно документу, водители, имеющие непогашенную судимость и более трех неуплаченных штрафов за нарушение ПДД, не имеют права работать таксистами.
- Водитель обязан заключить официальный трудовой договор с перевозчиком. Таксистом также может работать индивидуальный предприниматель или самозанятый гражданин. При этом водитель должен иметь стаж вождения не менее трех лет и владеть русским языком.
- Еще одно нововведение касается аттестации водителей на знание городских достопримечательностей, спортивных, медицинских и образовательных объектов. Согласно новому закону, они должны знать их расположение и дорогу к ним. В противном случае их не допустят к работе.
- Также новый закон наделяет Москву и Санкт-Петербург правом устанавливать минимальные цены на поездки.
- В то же время он налагает ответственность на агрегаторов в случае происшествий на дорогах и обязывает их полгода хранить сведения о заказах.
- Принятие законопроекта предполагает создание трех региональных реестров такси — реестра служб заказа такси, реестра перевозчиков легковыми такси, а также реестра легковых такси.
Детали
- Инициатива также устанавливает целый ряд требований к внешнему и внутреннему виду такси: автомобиль должен иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке». На крыше машины должен располагаться фонарь оранжевого цвета.
- В салоне такси будет размещаться информация, содержащая госномер машины, наименование перевозчика, номер записи в региональном реестре перевозчиков такси и прочее. Также в салоне должна быть информация о водителе — его фамилия, имя, отчество и номер телефона для приема жалоб и предложений.
- Кроме того, все машины оснастят приборами контроля за усталостью и вниманием водителей.
Законопроект о работе такси на протяжении нескольких лет многократно переписывался. Как отмечают эксперты, предыдущие версии документа подвергались критике из-за их несоответствия реалиям рынка.
Что говорят
Самым главным положительным эффектом этого законопроекта я считаю появление в правовом поле ответственности агрегаторов — мы об этом говорили давно. Там есть формулировка: «служба заказа легкового такси» — у нас появляется субъект деятельности, и ему вменяются права, обязанности и ответственность. В легальном поле оказались и самозанятые таксисты. Политически это решение было принято уже достаточно давно, но разрешение они не могли получить.
Наталья Лозинская
директор ассоциации «Национальный совет такси»
Такси пользуется огромное количество граждан, причем с детьми. Естественно, безопасность здесь выходит на первый план. Понятно, что, например, судимым водителям не место на такой работе, где необходима определенная стрессоустойчивость и такт.
Абдулхаким Гаджиевдепутат Государственной Думы
- Некоторые нововведения вызвали неоднозначную реакцию среди участников рынка.
Если нас обяжут покупать какие-то дополнительные устройства, приборы, то тот, кто принимает этот закон, должен предусмотреть и откуда эти деньги будут браться. У нас большое количество законов, где ввиду отсутствия понятных механизмов реализации законопроектов все так и осталось на бумаге, фактически их никто не выполняет и наказаний за это практически никаких нет.
Богдан Коношенко
глава профильного комитета Московской торгово-промышленной палаты
- Также специалисты отмечают, что новый закон о такси сочетает в себе современные технологические правила и устаревшие требования, например, наличие бумажного путевого листа. В результате многие сходятся во мнении, что в дальнейшем закон придется дорабатывать.
Перспектива
- В прошлом году в преддверии Нового года в Москве резко подорожали услуги сервисов такси. Средняя стоимость поездки в столице выросла до 520 рублей — это на 24% больше, чем в декабре 2020 года. Изменение было связано с ростом цен на обслуживание и содержание автомобилей.
- В Общероссийском объединении пассажиров (ООП) спрогнозировали, что после принятия нового законопроекта услуги такси могут подорожать еще на 50%.
Все потери, которые будут висеть на агрегаторе, — они выльются в эту стоимость, в 50%. Но, опять же, все зависит от компании-агрегатора. Чем она крупнее, тем, конечно же, издержки будут больше.
Общероссийское объединение пассажиров
- Общественники обратились в Госдуму с просьбой не допустить кратного подорожания услуг такси в регионах.