КапиталДетали

VK без балласта

Как расставание с «Яндексом» и с международным сервисом отразилось на бизнесе VK и сможет ли инвестор на этом заработать.

На этой неделе долгожданный отчет представили в VK. Главная интрига была в том, как компания живет после масштабной трансформации своего бизнеса: а именно покупки «Новостей» и «Дзена» у «Яндекса» и продажи My.Games. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», как соцсеть развивается, несмотря на санкции и кризис, и какой потенциал роста у ее бумаг. 

Что произошло

10 ноября в VK представили отчет за третий квартал, который весь рынок ждал последние дни. Он порадовал его участников тем, что большинство прогнозов сбылись, — в ответ на эти новости бумаги технологической компании подорожали почти на 9%. 

VK — российская технологическая компания, в число акционеров которой входят лидеры мирового рынка: 7% принадлежит китайской Tencent, 9,5% — китайской же Alibaba. VK активно развивает экосистему интернет-сервисов. Их аудитория составляет 83% пользователей на территории РФ. 

Начнем с того, что VK смогла похвастаться долгожданной чистой прибылью — она по итогам квартала составила 41,19 млрд рублей (за год до этого VK демонстрировала чистый убыток в 2,35 млрд рублей). Что касается общей выручки, то она прибавила 21% и достигла 24,12 млрд рублей. 

Инфографика "Московские новости"

Драйвером роста стала онлайн-реклама: ее в компании продали больше почти на 30%.

Как поясняет Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях», такие показатели объясняются тем, что компания смогла забрать себе рекламный рынок после ухода основных зарубежных конкурентов в этом сегменте — Instagram и Facebook.

По словам эксперта, основная интрига нынешнего отчета в том, что он отображает, как чувствует себя VK после реструктуризации своего бизнеса. Лишившись игр как отдельного направления, VK получает доходы с оставшихся трех: 

  • основное: социальные сети и коммуникационные сервисы (77% выручки); 
  • новые инициативы (13%);
  • образование (11%). 

Бизнес-трансформация 

Как напоминает эксперт, третий квартал стал для VK богатым на события. За это время компания вышла из совместного предприятия со Сбербанком — «О2О-холдинга». В процессе раздела активов у VK остался сервис доставки еды и продуктов Delivery Club, на который компания, в свою очередь, обменяла сразу два сервиса «Яндекса» — «Дзен» и «Новости». 

Кроме того, в VK избавились от международной составляющей: компания продала свой игровой проект MY.GAMES: цена составила $642 млн, а покупателем выступил венчурный инвестор Александр Чачава из Leta Capital. 

Продажа была срочной, поэтому актив ушел со значительным дисконтом. По разным оценкам, если сравнивать с другими игровыми студиями, MY.GAMES оценивалась в 3 раза дороже, чем за нее заплатил Чачава. Решение было принято на фоне санкций: в VK рассудили, что на фоне текущих рисков лучше уж получить хоть какие-то деньги, чем полностью потерять игровой бизнес, не выручив за него ничего. Покупателя начали искать еще в феврале, однако решение о срочной продаже было принято после того, как Apple заблокировал приложение VK в своем магазине. 

Как отмечает эксперт, продажа MY.GAMES лишила компанию серьезной части годовой выручки — 26% от нее приносили только игры (75% составляли иностранные продажи). При этом в VK нашли способ локализовать свой продукт: в компании создали полный клон игрового сервиса, который развивается на внутреннем рынке. Правда, пока результаты не сильно впечатляют. Игры входят в направление «новые инициативы», которое все вместе приносит только 13% выручки.

Вера рынка

По словам Романа Романовича, котировки VK начали падать еще до февраля: скепсис рынку внушало совместное предприятие со Сбербанком.

Стоимость акции отражала основное настроение инвесторов. Они не верили, что VK сможет подняться, когда на его бизнес давят убытки от сотрудничества со Сбербанком. «О2О-холдинг» прямо-таки отъедал деньги, которые удавалось зарабатывать VK. Сейчас компания избавилась от балласта, получив взамен перспективные проекты — «Дзен» и «Новости» от «Яндекса», что позволило расширить объем аудитории и ее охваты. В итоге сейчас у VK складывается интересная ситуация, как в плане текущего бизнеса, так и его перспектив. 

Как напоминает эксперт, в компанию пришла новая команда менеджеров во главе с Владимиром Кириенко — сыном первого заместителя главы администрации президента РФ Сергея Кириенко. 

«К кандидатуре сына политика рынок сначала отнесся скептически, однако практика показала, что решения, которые принимает новая команда во главе с Кириенко, эффективны: VK избавилась от балласта и получила в свой портфель хорошие активы, уйдя от валютных и санкционных рисков».

Перспективность VK с точки зрения инвестиций также подтверждают и мультипликаторы. Судя по EV/EBITDA (соотношения справедливой стоимости компании к прибыли до налогов), VK недооценена, если сравнивать с тем же «Яндексом». У VK этот показатель — 3,7, у «Яндекса» — 10. Таким образом, бизнес VK оценивается в 3 раза дешевле, чем у «Яндекса», а это означает хороший потенциал для роста котировок VK. По мнению Романовича, они могут вырасти кратно в годовом выражении. 

Копировать ссылкуСкопировано