Правила игрыДетали

Госдума обязала органы власти общаться с россиянами через соцсети. Откуда пошла мода на «социальную дипломатию» и что об этом думают российские политики

Теперь российские госорганы должны размещать в соцсетях актуальные данные о своей деятельности, результаты соцопросов и другую информацию.

Некоторые политики опасаются, что «все это в итоге превратится в формализм».

Что произошло

Госдума приняла законопроект, который обязывает органы власти создавать и вести официальные страницы в соцсетях.

Что говорят

Политики поддержали нововведение, однако отметили, что для улучшения коммуникации между госорганами и народом страницы в соцсетях нужно «вести с умом».

Действующие лица 

Сегодня в отечественных соцсетях общая аудитория пабликов госорганов превышает 45 млн человек. Одно из наиболее популярных сообществ принадлежат Госдуме и мэру Москвы Сергею Собянину. 

Мировая практика

Считается, что моду на «социальную дипломатию» ввел Барак Обама в период президентской гонки в США в 2008 году. Его команда активно создавала сообщества по типу «Студенты за Обаму», «Врачи за Обаму» и другие.

Что произошло

Госдума приняла в заключительном чтении законопроект, который обязывает органы власти создавать и вести официальные страницы в социальных сетях. Об этом пишет ТАСС. 

  • Согласно документу, органы власти будут размещать в своих пабликах актуальную информацию о собственной деятельности, данные опросов среди граждан и другие материалы по общественно важным вопросам.
  • Официальные страницы госорганов будут связаны с порталом «Госуслуги» — это позволит посетителям, не выходя из соцсети, пользоваться возможностям сервиса.
  • Список соцсетей, с которыми будут обязаны работать политики, позднее определит правительство.

Что говорят

В целом политики поддержали нововведение, однако отметили, что для улучшения коммуникации между госорганами и народом страницы в соцсетях нужно «вести с умом».

Инициатива направлена на то, чтобы люди могли без затрат своего времени и сил решать бытовые проблемы с органами власти. Это может быть и уборка мусора, и отключение воды, и проблемы с записью ребенка в детский садик. Поэтому мы прописываем обязанность присутствовать в соцсетях госорганам всех уровней — от федерального до муниципального.

Александр Хинштейн
автор принятого законопроекта и глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи 

Считаю, что такие публикации в социальных сетях нужно делать обязательно. Прежде всего это необходимо, чтобы информировать население о проделанной работе. Это, на мой взгляд, должны делать все чиновники, депутаты ГД, сенаторы, губернаторы. Они должны сверять свое мнение, программы и намерения с мнением народа, а это будет непросто.

Олег Нилов
первый зампред фракции «Справедливая Россия — За правду» 
  • При этом парламентарий отметил, что публикации не должны превращаться в отписки, нужна обратная связь от населения — это для политиков будет самым сложным.

Если чиновников обязать присутствовать в соцсетях, то их нужно обучать и объяснять им, что можно, а что нельзя писать. Неподготовленные люди могут не успокаивать, а, напротив, раздражать население. Нет гарантии и «защиты от дурака». Но, безусловно, власти нужно использовать все современные каналы коммуникации для общения с гражданами.

Константин Калачев
глава Политической экспертной группы
  • В КПРФ отнеслись к новым нормам скептически. По словам главы пресс-службы партии, депутата ГД Александра Ющенко, работа власти должна быть максимально открытой. Но «все это в итоге превратится в формализм».

Действующие лица 

По подсчетам Хинштейна, сегодня в отечественных социальных сетях совокупная аудитория пабликов органов власти превышает 45 млн человек. 

  • К примеру, официальное сообщество Госдумы в «ВКонтакте» насчитывает 336 тыс. подписчиков. В нем публикуются новости, связанные с ведомством и законопроектами, итоги пленарных заседаний, выступления спикеров. Комментарии в сообществе открыты, однако их могут удалить (или внести автора сообщения в черный список) в случае, если они нарушают правила сообщества. «Мы всегда выступаем за открытый диалог и конструктивную дискуссию, но мы категорически против унижения чужого достоинства, перехода на личности, оскорблений! Мы призываем вас уважать друг друга, даже если ваши мнения в чем-то расходятся», — поясняет администрация паблика.
  • В «ВКонтакте» на паблик Министерства науки и высшего образования РФ подписаны более 50 тыс. человек. В сообществе публикуют новости ведомства, статьи с мнениями экспертов на темы, связанные с обучением, ответы на частые вопросы и подкасты. Также администрация ведет несколько рубрик. Например, в рамках одной из них («Стартап как диплом») задают вопросы студентам, которые выбрали сдачу квалификационной работы в виде стартапа. При этом в сообществе отмечается, что «сообщения в социальных сетях не являются официальным обращением в министерство» и что для таких целей существует официальный сайт.
  • Telegram-канал Министерства финансов Российской Федерации насчитывает 18,6 тыс. подписчиков. Он выполняет те же функции, что и указанные выше сообщества: публикует «актуальную и достоверную информацию о деятельности» ведомства, утренние дайджесты и отвечает на часто задаваемые вопросы.

В соцсетях активную деятельность ведут и представители власти. У мэра Москвы Сергея Собянина есть официальные страницы практически во всех популярных соцсетях, а также личный блог, который работает по аналогии с пабликами госорганов. «Решил сделать свой личный сайт, на котором вы сможете узнать, почему я принимаю те или иные решения, какие мотивы двигают мной и что будет, если эти решения не принимать! Для меня важен ваш опыт, знания, совет и поддержка. Читайте, комментируйте», — призывает мэр.

Мировая практика

  • Считается, что моду на «социальную дипломатию» ввел Барак Обама в период президентской гонки в США в 2008 году. Тогда его команда распространяла в соцсетях хэштеги, создавала сообщества по типу «Студенты за Обаму», «Врачи за Обаму», «Учителя за Обаму». 
  • Но настоящий бум среди представителей власти произошел в 2016 году, когда на президентских выборах США победил Дональд Трамп. Его избрание окрестили «Победа интернета над телевизором». Согласно данным Федеральной избирательной комиссии США, с начала избирательной кампании кандидат от Демократической партии Хилари Клинтон потратила на нее $897,7 млн, кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп — $429,5 млн. Больше всего денег оба кандидата потратили на рекламу. Однако они выбрали разные площадки коммуникации с избирателем: Трамп выделил в 5 раз больше на работу с электоратом через интернет-коммуникации, Клинтон же сделала ставку на «традиционные способы» (телереклама).
  • Впоследствии Трамп неоднократно попадал в скандалы из-за постов в соцсетях. К примеру, он призывал своих сторонников собраться у Капитолия с требованиями отменить результаты президентских выборов 2020 года, на которых победил Джо Байден. Впоследствии аккаунты Трампа в соцсетях были заблокированы, а теперь экс-президента могут признать ответственным в штурме.
  • Среди других интересных примеров ведения соцсетей властями - аккаунт бывшей постоянной представительницы США при ООН Никки Хейли в Instagram. По словам экспертов, она умело «сочетает рабочее с личным». «Ошибка многих политиков заключается в том, что их блоги слишком официальные, там нет искренности, одни заслуги и достижения. А вот комплименты семье, признания в любви и фотографии с отдыха — это редкость, которая отдаляет политика от избирателя. Лента, заполненная работой, создает ощущение, что вы робот. А вот умение грамотно сочетать рабочее с личным говорит о том, что вы такой же человек, как и все», — считает проектный директор digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина.
Копировать ссылкуСкопировано