Какие цифры опубликовал Ozon
Очередной отчет Ozon, второго по величине маркетплейса в стране после Wildberries, привлек внимание яркими цифрами: оборот площадки, у которой 450 тыс. активных пользователей (80% из них из регионов) и 46,1 млн покупателей (годом ранее было только 35,2 млн), за прошлый год превысил 1,75 трлн рублей.
Выручка Ozon выросла в 1,5 раза (на 53%), до 424 млрд рублей, в том числе благодаря оказанию услуг — этот сегмент увеличился на 82% за год. Кроме того, неплохо подросли рекламные доходы — почти втрое (2,7 раза), до 70,4 млрд рублей за год. Доля рекламы в бизнесе также выросла — до 16%.
«Результаты в целом хорошие, потому что для маркетплейса один из главных показателей — это как раз оборот и эффективность, то есть умение с этого оборота зарабатывать», — говорит Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях.
Активный рост Ozon — для рынка не новость. Другой вопрос, за счет чего этот рост обеспечивается: и тут как раз есть позитивные изменения. Согласно отчету, компания смогла сократить убыток почти на 30% — до 42,7 млрд рублей.
Для OZON большая проблема в том, что он был убыточным — и остается таковым до сих пор. Однако постепенное внедрение новых сервисов, рост товарооборота и дополнительных доходов (например, комиссионных и тех же рекламных), развитие финтех-направления дали свои плоды: убыток сокращается.
Что влияло на курс акций Ozon
Понятно, что убыточность компании не особенно радует тех, кто покупает ее бумаги. Разочарование инвесторов в 2022 году даже привело к просадке акций Ozon после максимумов в 5 тыс. рублей до 1,3 тыс. рублей за бумагу.

Падение было мощным и было вызвано именно операционными результатами, которые рынок счел слабыми: Ozon никак не мог выйти в плюс, и его убытки только росли. Не добавляли оптимизма и заявления менеджмента, который говорил о необходимости продолжать вкладывать в развитие бизнеса и на ближайшие годы забыть о прибыли. Понятно, что владельцы бумаг Ozon таким перспективам не обрадовались — и уронили котировки.
Однако после того, как российский рынок рухнул после начала СВО в феврале 2022 года, а инвесторы лишились возможности напрямую покупать иностранные бумаги, они начали активно присматриваться к тому, что осталось «дома».
Тут и выяснилось, что Ozon выглядит вполне перспективно: компания все это время активно наращивала бизнес, а также вела экспансию в новые направления, в том числе финтех. К тому же маркетплейс начал активно внедрять рекламу и зарабатывать на ней. Словом, делает все, чтобы стать прибыльным. Если так пойдет и дальше, то через пару лет компания сможет выйти в плюс.
Как итог, сейчас акции Ozon чувствуют себя отлично: в этом году компания стала одним из лидеров роста на российском рынке. Так, если посмотреть динамику акций за календарный год (с 11 апреля 2023 года), то котировки подскочили вдвое — на 116%. А на начало 2023 года рост составил почти 170%. Ну а если взять за точку отсчета минимум лета 2022 года, то уже можно говорить о +320%.
То есть в целом бумаги чувствуют себя хорошо, но при этом торгуются ниже пиковых уровней, которые были до обвала 2022 года. А это значит, что им по-прежнему есть куда расти.
Не поздно ли покупать акции Ozon
С точки зрения Романовича, бизнес у компании хороший и перспективный, да и запас роста у него есть.
В России компании есть куда расти, потому что рынок маркетплейсов в стране увеличивается быстрыми темпами — порядка 20% в год. А если посмотреть на мировой опыт, например на Китай и Индию, то там на тройку крупнейших игроков приходится примерно 90% отрасли. В России на тройку крупнейших игроков приходится около половины рынка. Так что пространство для экспансии еще есть, причем с запасом.
Что касается перспектив бумаг Ozon, то, по мнению Романовича, в идеале стоило бы дождаться коррекции — то есть плохих новостей, которые уровняют котировки, хотя бы до уровня 3,4 тыс. рублей за бумагу с нынешних 3,8 тыс. рублей. Однако для тех, кто готов играть в долгую, даже при актуальной стоимости актив интересен: ведь в перспективе акции маркетплейса имеют шансы вернуться к максимуму в 5 тыс. рублей или даже превысить его. Тем более что, помимо бизнес-показателей, драйвером роста могут стать новости о редомициляции, которую должна пройти компания.