Что произошло
С начала 2023-го российский рынок стал крупнейшим для автопроизводителей из КНР: за январь–май они поставили рекордные 287 тыс. машин на сумму $3,6 млрд.
Тенденция
Для автопроизводителей из КНР это первый опыт настолько масштабной экспансии на зарубежный рынок. Причем растет и конкуренция между самими китайскими брендами: в июле, например, поставки в Россию наладила популярная BAIC.
Контекст
За первое полугодие 2023-го каждый второй автокредит россияне оформляли для приобретения машины китайского бренда.
Мировая практика
В число крупнейших импортеров китайских автомобилей также входят Мексика, Бельгия, Австралия и Великобритания.
Что произошло
С начала 2023-го Россия стала крупнейшим импортером для автопроизводителей из КНР: за январь–май китайские бренды поставили на рынок 287 тыс. машин. В денежном выражении это $3,6 млрд, что в 5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на данные Китайской ассоциации автопроизводителей.
- Ассоциация европейского бизнеса сообщила, что за последние полгода в России на долю трех китайских автобрендов — Chery Automobile, Zhejiang Geely Holding Group и Great Wall Motor — пришлась треть всех продаж новых легковых автомобилей.
- Среди самых популярных моделей — внедорожники Chery Tiggo 7 Pro, Geely Coolray и Great Wall Haval.
- По данным «Автостата», продажи Chery за первое полугодие выросли в 3,7 раза (до 47,1 тыс. автомобилей),
Haval — в 3 раза (до 38,5 тыс. шт.), Geely — почти в 4 раза (до 32,6 тыс. шт.). За указанный период «большая тройка» китайских брендов уступила лишь АвтоВАЗу. Для сравнения: продажи новых Lada увеличились в первом полугодии на 84% (до 134,5 тыс. шт.). - По итогам первого полугодия 2023-го в России число дилерских центров автобрендов из Китая приблизилось к 1,5 тыс. и составило 46% всей официальной дилерской сети страны.
- Эксперты прогнозируют, что за текущий год в Россию из Китая может поступить более 500 тыс. машин — по их оценкам, это весьма высокий показатель.
Тенденция
- Врио руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов заявил, что на фоне ухода европейских производителей из России у китайских компаний появился «гигантский шанс развить свой автопром».
- Эксперты добавили, что для автопроизводителей из КНР это первый опыт настолько масштабной экспансии на зарубежный рынок. Причем растет и конкуренция между самими китайскими брендами: в июле, например, поставки в Россию наладила популярная BAIC. Речь идет о двух моделях компании, выпущенных на калининградском заводе «Автотор», — седане BAIC U5 Plus и кроссовере BAIC Х35.


- А вот китайская автокомпания Omoda (входит в Chery) пополнила модельную линейку в России второй машиной — седаном S5. За ее основу был взят уже немолодой седан Chery Arrizo 5 Plus 2018 года. Для российского рынка машину обновили — она получила фирменную решетку радиатора с трехмерным рисунком, напоминающим россыпь бриллиантов.

Контекст
- Компания «Росгосстрах» и банк «Открытие» провели исследование, которое позволило составить портрет среднестатистического владельца китайского авто в России. По их данным, это мужчина 35–40 лет, живущий в экономически развитом регионе европейской части страны и купивший машину в кредит.
- Аналитики добавили, что приобрести китайское авто без займа смогли лишь 13,9% россиян. За первое полугодие 2023-го на машины от производителей из КНР был оформлен каждый второй автокредит. В среднем заем на покупку машины составлял 2 млн рублей при средней стоимости автомобиля в 2,6 млн.
- Также эксперты выяснили, что чаще всего китайские автомобили страхуют мужчины. Однако доля женщин также оказалась немалой — 36,5%.
- На 35–40-летних россиян приходится 26% договоров страховки. Лидерами по их приобретению стали Москва и Подмосковье (23,6%), Санкт-Петербург и Ленинградская область (12,8%) и Нижегородская область (10,3%).
Мировая практика
- На втором месте после России в списке крупнейших импортеров китайских автомобилей расположилась Мексика (159 тыс. шт.). На третьем — Бельгия, через которую ввозят машины в Западную Европу (120 тыс. шт.). Затем в списке располагаются Австралия (101 тыс. шт.) и Великобритания (90 тыс. шт.).
- Примечательно, что Китай поставляет в Россию более дешевые модели, чем в Европу. Средняя цена одной машины из КНР на отечественном рынке составляет $12,4 тыс., в то время как в Бельгии — $27,1 тыс., а в Великобритании — $29,4 тыс. Эксперты объясняют это тем, что указанные зарубежные страны — одни из лидеров по импорту китайских электромобилей, которые стоят дороже.
- При этом еще более дешевые машины КНР направляет в Мексику: средняя стоимость одного автомобиля составляет примерно $8,5 тыс.