Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
В Кабардино-Балкарской Республике построят крупнейший гостиничный комплекс «Эльбрус. Поляна Азау»
Факты
- Многофункциональный гостиничный комплекс «Эльбрус. Поляна Азау» будет построен в селе Терскол Эльбрусского района Кабардино-Балкарии.
- Курортная местность Поляна Азау пользуется большой популярностью у гостей Приэльбрусья. Она находится на высоте 2350 метров. Вокруг поляны и в ущелье много минеральных источников. От поляны Азау стартуют подъемники на Эльбрус.
- Комплекс будет возведен в рамках соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне (ОЭЗ) на территории Эльбрусского и Зольского районов Кабардино-Балкарской Республики. ОЭЗ «Эльбрус» создана в 2011 году, ее деятельность курирует Минэкономразвития РФ.
- Там же расположен всесезонный горный курорт «Эльбрус», где на данный момент работают три очереди гондольных канатных дорог (в том числе самая высокогорная в России).
Перспективы
- Общая сумма инвестиций в проект составляет 18 млрд рублей. Сдача объекта запланирована на четвертый квартал 2026 года.
- В первую очередь на земельном участке площадью 6,89 га построят четыре здания гостиниц в стиле «шале», которые рассчитаны почти на 1,2 тыс. мест, парк-отель 4 звезды на 900 мест, апарт-отели на 500 и 840 мест. Также будут возведены коттеджи и гостевые дома.
- В проекте предусмотрено благоустройство набережной вдоль реки Баксан, детский лыжный спуск, тюбинг-парк, а также две прилегающие зеленые парковые зоны. Для автотранспорта построят парковку на 300 мест.
- В рамках второй очереди проекта на участке площадью 16,97 га будет возведен спортивный комплекс с центром скалолазания (в том числе для детей), со спортзалами (для дзюдо, борьбы, баскетбола и художественной гимнастики) и детским центром.
- Кроме того, будет построен многофункциональный центр с деловыми, торговыми, управленческими и развлекательными функциями, СПА-центр и несколько объектов общественного питания.
Риски
- Развитие и расширение горных и горнолыжных курортов несет экологические риски для Главного Кавказского хребта и соседствующего с селом Терскол национального парка «Приэльбрусье», являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения.
- На данном этапе развитие инфраструктуры села Терскол оставляет желать лучшего. Туристы жалуются на состояние дорог, отсутствие необходимого транспорта.
- Существуют опасения в отношении высоких цен на новом курорте. Учитывая наличие конкурентов в других регионах (Красная Поляна, Архыз и тому подобные), спрос на услуги нового курорта может оказаться ниже ожиданий.
В Оренбурге построят новый аэровокзал
14 сентября 2023 года Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на строительство нового аэровокзала в международном аэропорту Оренбурга.
Факты
- Международный аэропорт «Оренбург Центральный» имени Ю. А. Гагарина расположен в 19 км восточнее города. Сегодня это один из крупнейших авиатранспортных узлов России.
- Оренбургский аэропорт оснащен взлетно-посадочной полосой протяженностью 2500 метров и шириной 42 метра.
- Общий пассажиропоток в аэропорту Оренбурга в 2022 году составил более 490 тыс. пассажиров. Число внутрироссийских рейсов составляет 97,6% (почти 479 тыс. пассажиров). На международных маршрутах обслуживается менее 12 тыс. пассажиров.
- Внутренние рейсы из оренбургского аэропорта осуществляются в Москву, Санкт-Петербург, Анапу, Сочи, Усинск (Республика Коми), Самару, Саратов, Нижний Новгород, Киров, Уфу, Пермь, Екатеринбург, Орск. Среди международных направлений — Актюбинск в Казахстане, Таджикистан (Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе), а также Анталья.
Перспективы
- Здание нового аэровокзала Оренбурга будет построено к 2025 году.
- Стоимость проекта оценивается в 13 млрд рублей.
- На первом этапе будет возведена первая часть нового терминала, а после его запуска старое здание аэропорта демонтируют. Аэровокзальный комплекс будет состоять из пяти этажей: четырех надземных и одного подземного. Общая площадь здания — 24 187 кв. метров.
- Рядом с пассажирским терминалом появятся две стоянки для самолетов, рассчитанные на стоянку и обслуживание одного самолета типа Вoeing 767-300 или двух самолетов типа Аirbus 321-200. Посадка и высадка пассажиров будет осуществляться по четырем телескопическим трапам с безбарьерной средой для маломобильных граждан.
- Также в аэропорту Оренбурга будет несколько залов ожидания, включая VIP; зона для кафе, ресторанов и магазинов; комната матери и ребенка, медпункт и так далее.
- Рядом с аэропортом появится парковочная зона на 500 мест, где также будут зарядные станции для электрического транспорта на пять мест.
- Годовой объем перевозок будет составлять примерно 989 570 пассажиров в год: на внутренних рейсах — 653 116 пассажиров, и на международных — 336 454. Таким образом, новый комплекс предполагает удвоение пассажиропотока.
Риски
- В Оренбурге есть запрос на ремонт дорог, модернизацию инфраструктуры города. Напротив, на нынешний аэропорт жалоб немного, в связи с чем данный проект не является в полной мере востребованным у местных жителей.
- Будущее здание будет строиться рядом с нынешним, что может вызвать неудобства для пассажиров.
- Увеличение пассажиропотока может выявить транспортные проблемы Оренбурга. Единственным способом добраться до аэропорта помимо такси и личного автомобиля является рейсовый автобус. Количество рейсов недостаточно и потребует увеличения.
Компания «СЭТРА» запустит сборочное производство литий-ионных аккумуляторов в Московской области
Новый резидент ОЭЗ «Дубна», компания
Факты
- В сентябре 2023 года стало известно, что ООО «СЭТРА» создаст на территории ОЭЗ «Дубна» сборочное производство литий-ионных батарей с годовой мощностью 300 МВт*ч, а также R&D-центр (центр исследований и разработок).
- Литий-ионные аккумуляторы используются в сфере электротранспорта, которая в настоящее время активно развивается в России.
- ОЭЗ «Дубна» была создана в 2006 году и в настоящий момент насчитывает более 160 резидентов. В числе льгот и преференций ОЭЗ: 0% налог на прибыль в региональный бюджет в течение 8 лет, 0% таможенная пошлина и НДС, стоимость аренды земли — 1% от кадастровой стоимости и другие.
Перспективы
- Объем инвестиций в проект составит 2,5 млрд рублей; завершить строительство и запустить производство планируют во втором квартале 2025 года. Число новых рабочих мест превысит 320.
- В России также развивается ряд других проектов в этом направлении. В конце 2022 года ООО «Рэнера» («Росатом») запустило сборочное производство мощностью 150 МВт*ч на площадке Московского завода полиметаллов с целью обеспечения батареями городского общественного транспорта. «Рэнера» также реализует более крупный проект по производству литий-ионных батарей суммарной мощностью до 4 ГВт*ч в Калининграде. Также в России действует ряд небольших предприятий по сборочному производству литий-ионных аккумуляторов.
- В настоящее время литий в России не добывается (единственный литиевый рудник в Красноярском крае был законсервирован в 1997 году). Раньше литий импортировался из Чили, Аргентины, Китая и Боливии, однако в 2022 году сохранились поставки только из Боливии, в связи с чем Россия столкнулась с нехваткой сырья.
- Однако сейчас «Росатом» и «Норникель» работают над проектом по добыче лития на Колмозерском месторождении в Мурманской области. Кроме того, готовится ряд
других проектов по добыче лития . - Государство активно поддерживает инвесторов в литиевые проекты: среди введенных мер — снижение НДПИ в 10 раз на 10 лет, снижение стартового платежа аукционов на месторождения, специальные условия при лицензировании, ориентированные на глубокую переработку и другие.
Риски
- Несмотря на продвижение проектов по добыче лития, в России в ближайшие годы вряд ли удастся создать собственное производство литий-ионных батарей полного цикла, поэтому производствам отчасти придется полагаться на импорт. Беспокойство также вызывал резкий рост цен на литий в 2021–2022 годах, однако в 2023-м цены пошли на спад в связи со значительным увеличением предложения на рынке.
- Наиболее крупный проект по промышленному производству литий-ионных батарей в России — «Лиотех» («Роснано»), запущенный в Новосибирской области в 2010 году, был вновь признан банкротом в 2022 году. Проблемы проекта изначально были связаны с выходом из него китайской компании Thunder Sky Group, а затем — с недостаточным спросом на продукцию со стороны российских производителей. Однако возможным фактором увеличения спроса может стать государственная программа развития электротранспорта, принятая в 2021 году.