Причины снижения спроса на интернет-заказы из-за рубежа
Российские любители интернет-шопинга стали меньше заказывать онлайн из-за рубежа: как прогнозируют эксперты аналитических компаний Data Insight и «Infoline-Аналитика», по итогам 2024 года объемы торговли из других стран сократятся на 10–20%.
- Основная причина снижения спроса — проблемы с доставкой и платежными системами: покупателям все сложнее оплачивать заказы, сроки платежей увеличиваются до нескольких недель, а большая их часть отклоняется, отмечают в отрасли.
- Кроме того, россиянам не хочется переплачивать за товары из-за границы — с 1 апреля в России заказы через зарубежные маркетплейсы облагаются сборами: если их стоимость превышает €200, необходимо заплатить пошлину в 15%, но не менее €2 за 1 кг.
- Сокращается и число онлайн-ритейлеров из недружественных стран, доставляющих товары в Россию: для жителей РФ недоступны заказы из Amazon, iHerb и eBay.
- Еще одна причина — стремительное развитие отечественных маркетплейсов, которые могут предложить ассортимент не меньше чем на иностранных платформах и активно реализуют параллельный импорт товаров известных брендов.
Рынок российских маркетплейсов: кто в топе рейтинга
В рейтинге крупнейших российских маркетплейсов первое место занимает Wildberries. 47% всех онлайн-продаж совершают именно на этой платформе. В 2023-м оборот компании составил 2,1 трлн рублей, выполнено более 2,9 млрд заказов.
На втором месте — Ozon: доля онлайн-продаж на нем — 34%, оборот в 2023 году превысил 1,3 трлн рублей, число заказов вплотную приблизилось к 1 млрд.
Яндекс.Маркет занимает третью строчку рейтинга — на него приходится около 8% всех продаж в рунете. Оборот компании в 2023-м составил 370,6 млрд рублей, было выполнено около 98,7 млн заказов.
В топ-10 рейтинга также — Мегамаркет, DNS, Самокат, Сбермаркет и ВкусВилл.
Что продают маркетплейсы в России: тренды 2024
В 2024 году рынок маркетплейсов стал заметно меняться: в погоне за уникальностью игроки рынка стали осваивать новые ниши. Например, на Ozon, Wildberries и в Мегамаркете теперь в один клик можно купить автомобиль, который привозят прямо на адрес доставки, а на Ozon — еще и квартиру. Правда, эксперты отмечают, что у шоппинга такого уровня есть и риски.
Еще один тренд — запуск маркетплейсами своих брендов — Wildberries начал продавать электроинструменты под собственной торговой маркой, Яндекс.Маркет занялся выпуском компьютерной техники, а Ozon продвигает бренды Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel и Ozon Home.
Некоторые онлайн-площадки, помимо товаров, стремятся продавать и услуги: к примеру, Ozon и Wildberries уже запустили собственные трэвел-платформы, Ozon и Яндекс —
По прогнозам экспертов, в будущем маркетплейсы станут масштабными экосистемами, которые смогут удовлетворить потребности клиента — от развлечений до обучения и развития.
Популярность онлайн-площадок у россиян
По статистике, все больше россиян предпочитают маркетплейсы традиционному шоппингу: Согласно опросу ВЦИОМ, 71% респондентов в 2023-м хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсах.
Чаще всего товары через интернет заказывают москвичи и жители Санкт-Петербурга, но спрос растет и в провинции. Наибольшие темпы — в Омске, а также на юге страны и на Дальнем Востоке. Жители практически всех городов-миллионников предпочитают делать покупки на Wildberries, а в Северной столице отдают предпочтение покупкам на Ozon.
Самая популярная категория товаров на интернет-площадках — одежда и обувь: их заказывает каждый второй. Меньшей популярностью пользуются товары для спорта и отдыха, мебель и ювелирные украшения.
Фото обложки: Freepik