КапиталДетали

Реконструкция яхтенной марины в Балаклаве

И другие тренды регионального бизнеса: ПАО «Северсталь» увеличит инвестиции в Яковлевский ГОК в Белгородской области, в Севастополе проведут масштабную и дорогостоящую модернизацию яхтенной марины, в Кемеровской области появится первый в Сибири малотоннажный комплекс по производству СПГ.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

ПАО «Северсталь» увеличит инвестиции в Яковлевский ГОК в Белгородской области

Компания планирует нарастить объемы добычи железной руды на Яковлевском ГОКе до 5 млн тонн к 2026 году: это необходимо для обеспечения сырьем нового проекта по производству железнорудных окатышей, реализуемого компанией на Череповецком металлургическом комбинате.

Факты

  • С момента приобретения Яковлевского ГОКа «Северсталью» компания вложила в него около 30 млрд рублей инвестиций и увеличила добычу железной руды с 0,9 млн тонн до 3,2 млн тонн в год (2022 год). В 2023 году в развитие ГОК было вложено 3,6 млрд рублей.
  • Главным потребителем продукции Яковлевского ГОК является Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК) в Вологодской области, являющийся ключевым активом «Северстали».
  • В январе 2024 года «Северсталь» сообщила, что в этом году инвестиции в Яковлевский ГОК будут увеличены до 6,6 млрд рублей. Соответствующее соглашение было подписано генеральным директором компании А. Шевелевым и губернатором Белгородской области В. Гладковым в рамках дня региона на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.

Перспективы

  • За счет инвестиций в проект «Северсталь» планирует увеличить добычу железной руды на Яковлевском ГОК до 5 млн тонн в год к 2026-му. Также будет построен ряд объектов, проведена замена барабана подъемной установки на главном стволе и расширен парк горно-шахтного оборудования.
  • В 2023 году «Северсталь» запустила крупный проект по производству железнорудных окатышей на территории ЧерМК стоимостью 97 млрд рублей. Мощность проекта составит 10 млн тонн железнорудных окатышей в год, а сырье будут обеспечивать Яковлевский ГОК и Оленегорский ГОК. Таким образом, увеличение добычи железной руды необходимо для обеспечения сырьем этого проекта.
  • Всего в России в 2022 году было добыто 295 млн тонн железной руды (снижение на 5,6%). В январе-сентябре 2023 года добыча вновь сократилась — на 2,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Лидерами по добыче являются «Металлоинвест» (около 40%), а также «Евраз» (около 17%), «Северсталь» (около 14%) и НЛМК (около 10%).
  • «Северсталь» за 2017–2023 годы также инвестировала более 100 млн рублей в социальные проекты в Белгородской области: скейтпарк в городе Строитель Яковлевского района, переоснащение мастерских Яковлевского политехнического техникума и другое. Компания подчеркнула, что в 2024 году планирует значительно увеличить инвестиции в социальные проекты. 

 Риски

  • Ранее «Северсталь» планировала увеличить добычу железной руды на Яковлевском ГОК до 5 млн тонн к 2023 году, однако планы были перенесены на 2026-й (в 2022 году добыча составила 3,2 млн тонн).
  • Согласно промежуточной бухгалтерской отчетности компании за 2023 год, ее выручка в январе-сентябре выросла на 5,8% к соответствующему периоду 2022 года и составила 494,6 млрд рублей, в то время как чистая прибыль упала на 13,6% — до 146,1 млрд рублей. На фоне неопределенности и снижения маржинальности бизнеса «Северсталь» в 2023 году приняла решение не выплачивать дивиденды по итогам 2022 года. Металлургическая отрасль в России столкнулась с большим количеством санкций, в том числе с запретом Евросоюза на ввоз ряда видов стальной продукции.
  • Инвестиции в Белгородскую область в настоящее время сопряжены с рисками ввиду приграничного положения региона и сложной геополитической ситуации. 

В Севастополе проведут масштабную и дорогостоящую модернизацию яхтенной марины

В развитие туристической инфраструктуры яхтенной марины в Балаклавской бухте в Севастополе вложат около 50 млрд рублей.

Факты

  • Работы в бухте ведутся по поручению президента РФ и начались в 2022 году. На данный момент идет реконструкция Таврической набережной. Уже готовы 248-й и 249-й причалы, а на 247-м причале осталось забетонировать 40 метров верхнего строения. На 80% построено здание административно-бытового корпуса.
  • В 2023 году проект по строительству и реконструкции 34 объектов портовой инфраструктуры Балаклавы был включен в федеральную программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» до 2030 года.
  • Инвестиции в проект яхтенной марины составят 50 млрд рублей. Государство в рамках госпрограммы вкладывает около 10 млрд рублей. Частные инвестиции составят около 40 млрд рублей.

Перспективы

  • Расположение Балаклавской бухты считается очень удобным для швартовки и размещения судов ввиду отсутствия штормов. В Крыму Балаклава является самым удобным местом для стоянки яхт.
  • Реконструкция яхтенной марины Балаклавской бухты разделена на девять этапов. Работы планируется завершить в 2025 году.
этапы строительства
  • Первый этап предусматривает первичное обустройство территории. Сюда входит постройка гидротехнических сооружений, таких как понтоны около набережной Назукина и Таврической набережной. На Таврической набережной автодорога должна быть расширена и станет двухполосной. Работы по данному этапу должны были закончиться в декабре 2023 года, но все еще продолжаются.
  • Второй этап предусматривает постройку двух пешеходных мостов. Первый нужен для перехода людей от южного края набережной Назукина до Мраморного пляжа. Второй требуется для пешеходного перехода от Балаклавского подземного музейного комплекса до Склада коньячного завода В. Э. Шитта. Работы по данному этапу планировались к завершению в апреле 2023 года, но еще продолжаются.
  • Третий этап (сентябрь 2022 года – апрель 2025-го) предполагает реставрацию объекта культурного наследия «Водолечебница Г. С. Гинали». Износ здания достигает 70%. В процессе реконструкции будет отреставрирован фасад, воссоздана утраченная башня. В здании планируют разместить администрацию морских портов Черного моря, а также пропускной пограничный пункт.
  • Четвертый этап (сентябрь 2022 года – апрель 2024-го) предусматривает постройку административного здания.
  • Пятый этап (сентябрь 2023 года – май 2025-го) предполагает строительство объектов подсобного и обслуживающего назначения.
  • Шестой этап (сентябрь 2022 года – май 2025-го) включает создание объектов энергетического хозяйства и иного предназначения.
  • Седьмой этап (март 2023 года – ноябрь 2025-го) предполагает строительство и реконструкцию автомобильных дорог в районе Балаклавской бухты.
  • Восьмой этап (сентябрь 2022 года – май 2025-го) предусматривает проведение наружных сетей и сетей связи, улучшение систем водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения.
  • Девятый этап (апрель 2023 года – декабрь 2025-го) включает благоустройство и озеленение территорий в яхтенной марине площадью 6,47 га, включая парки, рыбный рынок, кафе и так далее.
  • Вся территория яхтенной марины будет составлять 13 270 кв. метров. На этой площади построят стоянки для яхт различного класса на 600 мест, парковку на 2 тыс. машино-мест. Для маленьких лодок местных жителей выделят муниципальную стоянку на 100 мест с низкими расценками.
  • Также к данному проекту относятся работы по демонтажу объектов бывшего судоремонтного завода «Металлист», который был построен в 1939 году и занимался ремонтом подводных лодок, малых и средних военных кораблей и патрульных катеров. Инфраструктура завода частично перекрывает доступ к воде, в дальнейшем появится единая набережная вдоль всей Балаклавской бухты протяженностью 3 км, велодорожки и места отдыха. Сроки проведения работ остаются неизвестными.
  • На месте завода «Металлист» появится большое общественное пространство и гостиничный комплекс.

Риски

  • Туристический поток в Севастополь в последние 2 года упал, что связано с постоянными атаками беспилотников и ракет. В текущих условиях сложно рассчитывать на активное использование яхтенной марины, в том числе состоятельными туристами, на которых она и рассчитана.
  • Местные жители полагают, что в Севастополе и в том числе в Балаклаве имеется достаточное количество стоянок для маломерных судов и яхт среднего размера. На данном этапе в Крыму отсутствует достаточное количество яхт, которые могли бы заполнить огромный комплекс на 600 судов. Маловероятен рост количества яхт в обозримой перспективе, учитывая и их стоимость, и геополитические риски в регионе.

В Кемеровской области появится первый в Сибири малотоннажный комплекс по производству СПГ

В начале 2024 года стартует реализация проекта строительства комплекса по сжижению природного газа в Топкинском муниципальном округе Кемеровской области.

Факты

  • АО «Криогаз-Кузбасс» является инвестором проекта по созданию СПГ-комплекса. 
  • В настоящее время начались работы по проектированию комплекса СПГ. Ведется разработка бизнес-плана инвестпроекта. Также получены технологические условия для присоединения к газовой сети в Топкинском муниципальном округе.
  • Кузбасс традиционно ориентирован на использование своего угля и почти не газифицирован. С 2018 по 2022 год уровень газификации Кемеровской области вырос с 1,56% до 3,12%. Но к 2025 году он должен составить уже 22%, что будет сделано за счет повышения мощности газопроводов.
  • Программа газификации Кемеровской области рассчитана на 2021–2025 годы и предусматривает рост потребления природного газа до 3,2 млрд кубометров. Также планируется строительство новых газопроводов на 295 км.
  • Газоснабжение ряда предприятий Кемеровской области ведется по магистральным газопроводам «Парабель – Кузбасс» (из Нижневартовска в Кемерово), «Новосибирск – Кузбасс» (из Новосибирска в Кемерово), «Юрга – Новосибирск» (между Юргой – городом в Кемеровской области – и Новосибирском через Кемерово).
  • В городе Топки находится участок газораспределительной сети протяженностью 340 метров. 

Перспективы

  • Проект по строительству комплекса по сжижению природного газа реализуется в Топкинском муниципальном округе на севере Кемеровской области в 32 км от Кемерово. Объем инвестиций составит более 7 млрд рублей.
  • Предполагается строительство шести технологических линий в период с 2024 по 2032 годы. Мощность завода должна составить 12 тонн СПГ в час, таким образом он сможет производить более 100 тыс. тонн СПГ в год.
  • В России в настоящее время активизируется строительство малотоннажных СПГ-заводов, предназначенных для удовлетворения местных нужд. Среди недавних примеров можно отметить СПГ-заводы в Приморском крае, Амурской и Волгоградской областях. СПГ-завод в Кемеровской области будет первым в Сибири.
  • Производимый сжиженный природный газ будет использован в регионе в виде газомоторного топлива (ГМТ) для тяжелой карьерной техники, муниципального и коммерческого транспорта (автомобилей и автобусов). Кроме того, СПГ необходим для автономной газификации объектов тепло- и электроэнергетики.
  • СПГ из Кузбасса также планируют поставлять в другие регионы Сибири и на экспорт в Монголию. Масштаб поставок остается неизвестным, но вряд ли будет большим, учитывая скромный масштаб проекта.

Риски

  • Частичный перевод автомобильной техники и котельных Кузбасса на СПГ требует закупок соответствующих автомобилей и переоборудования объектов энергетики. Это означает большие дополнительные инвестиции.
  • Газификация Кемеровской области является затянувшимся и проблемным процессом, где к тому же есть своя конкуренция. Например, давно существует крупный проект добычи метана из угольных пластов компании «Газпром добыча Кузнецк». Но летом 2023 года компания в условиях нехватки средств вновь отложила запуск завода, проектируемого на базе Нарыкско-Осташкинского метаноугольного месторождения. При этом СПГ-проект в Кузбассе способен решить лишь часть местных проблем с газификацией. 
Копировать ссылкуСкопировано