Мир в огнеДетали

Цены на бензин растут, на заправках выстраиваются очереди, власти готовы задействовать военных. Как развивается топливный кризис в Великобритании

Дефицит связан с нехваткой водителей грузовых автомобилей, которые перевозят топливо.

Если ситуация не стабилизируется, власти страны выделят для перевозок 75 армейских водителей.

Что происходит

В Великобритании продолжается топливный кризис. Он связан с нехваткой водителей грузовых автомобилей.

Контекст

Для преодоления кризиса правительство продлило срок действия водительских прав, объявило о выдаче виз зарубежным водителям и временно освободило топливные компании от антимонопольного регулирования.

Почему это происходит

К нехватке рабочей силы привели брексит, пандемия коронавируса и высокий средний возраст водителей.

В цифрах

Великобритании не хватает более 100 тыс. водителей грузовиков, чтобы нормализовать поставки топлива.

Что говорят

Евросоюз отказался помогать Великобритании, вице-канцлер Германии лишь пожелал «справиться с проблемами».

Что происходит

  • В Великобритании продолжается масштабный топливный кризис. На одних заправочных станциях (АЗС) нет бензина, на других люди выстраиваются в длинные очереди. Эксперты связывают это с нехваткой водителей грузовых машин, которые перевозят топливо.
  • Если ситуация не стабилизируется, власти страны выделят для перевозки горючего 75 армейских водителей. В случае необходимости их число увеличится до 150 человек.
  • Это должно помочь обеспечить дополнительные поставки бензина и ослабить давление, вызванное резким скачком спроса на топливо: на некоторых АЗС 25 сентября число клиентов выросло на 500%.
  • 28 сентября уровень чрезмерной нагрузки заправочных станций превышал 40%. 
  • Ожидается, что власти могут дать приоритетный доступ к топливу «ключевым работникам» — в частности, сотрудникам медицинских и социальных служб.

Контекст

Для преодоления кризиса власти Великобритании уже предприняли несколько мер.

  • Правительство объявило о выдаче временных виз для 5 тыс. иностранных водителей большегрузных автомобилей — документ будет действовать до 25 декабря. Однако эксперты полагают, что этой меры недостаточно для решения проблемы.
  • Предполагается, что примерно 3 тыс. человек получат права, пройдя короткие интенсивные курсы вождения.
  • Помимо этого, правительство разрешило продлевать срок действия специальных водительских прав, позволяющих перевозить опасные грузы, в том числе горючее. 
  • Также власти временно освободили топливные компании от действия антимонопольного закона, чтобы позволить им совместными усилиями доставлять топливо в наиболее нуждающиеся районы.

Почему это происходит

Высокий спрос на бензин возник на фоне слухов о нехватке водителей, перевозящих топливо по АЗС. 

  • Британские власти заявили, что виноваты в кризисе жители, которые скупают топливо про запас.
  • При этом правительство признало проблему недостатка рабочей силы в стране — это приводит к проблемам не только на АЗС, но и в супермаркетах.
  • Нехватка водителей связана выходом Великобритании из ЕС. После брексита многие европейские водители вернулись в свои страны или сменили место работы из-за дополнительной бюрократической нагрузки на границе и потери части доходов из-за пошлин.
  • Во время пандемии многие иностранные водители также решили вернуться домой. Кроме того, в Великобритании карантин привел к задержкам с экзаменами на право вождения грузовых автомобилей.
  • Сейчас средний возраст водителей грузовиков в Великобритании составляет 55 лет, в результате многие из них уходят на пенсию.

В цифрах

  • По подсчетам экспертов, Великобритании не хватает более 100 тыс. водителей грузовиков, чтобы нормализовать поставки топлива.
  • По оценке Ассоциации топливного ритейла, 27 сентября примерно на 90% заправочных станций по всей стране не было бензина.
  • Из-за дефицита цены на бензин в стране достигли 8-летнего максимума — 136,59 пенсов ($1,85 ), что стало самым высоким показателем с сентября 2013 года.
  • В 2020 году только 15 тыс. британцев смогли получить квалификацию для вождения грузовиков — это на 25 тыс. меньше, чем в 2019 году.

Что говорят

Эксперты высказывают разные мнения на счет способов преодоления кризиса, в свою очередь ЕС считает, что сложное положение Великобритании связано с ее уходом из Союза.

  • Глава профсоюза учителей NASUWT Патрик Роуч заявил, что продолжающийся дефицит топлива также ударит по сектору образования: многие преподаватели не смогут пользоваться общественным транспортом, чтобы добраться на места работы. Он добавил, что проблему можно решить, предоставив учителям приоритетный доступ к бензину.
  • Однако аналитик Global Counsel Джо Армитидж отметил, что правительству необходимо обеспечить британцам свободный доступ к топливу без каких-либо ограничений.
  • Вице-канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что не станет отправлять водителей грузовиков в Великобританию из-за брексита. Он подчеркнул, что британцы сами решили уйти из ЕС, и пожелал им «справиться с проблемами».
  • Мишель Барнье, бывший главный переговорщик ЕС по брекситу, также отметил, что Великобритании «придется столкнуться с последствиями своего ухода».
Копировать ссылкуСкопировано