Что происходит
В Великобритании продолжается топливный кризис. Он связан с нехваткой водителей грузовых автомобилей.
Контекст
Для преодоления кризиса правительство продлило срок действия водительских прав, объявило о выдаче виз зарубежным водителям и временно освободило топливные компании от антимонопольного регулирования.
Почему это происходит
К нехватке рабочей силы привели брексит, пандемия коронавируса и высокий средний возраст водителей.
В цифрах
Великобритании не хватает более 100 тыс. водителей грузовиков, чтобы нормализовать поставки топлива.
Что говорят
Евросоюз отказался помогать Великобритании, вице-канцлер Германии лишь пожелал «справиться с проблемами».
Что происходит
- В Великобритании продолжается масштабный топливный кризис. На одних заправочных станциях (АЗС) нет бензина, на других люди выстраиваются в длинные очереди. Эксперты связывают это с нехваткой водителей грузовых машин, которые перевозят топливо.
- Если ситуация не стабилизируется, власти страны выделят для перевозки горючего 75 армейских водителей. В случае необходимости их число увеличится до 150 человек.
- Это должно помочь обеспечить дополнительные поставки бензина и ослабить давление, вызванное резким скачком спроса на топливо: на некоторых АЗС 25 сентября число клиентов выросло на 500%.
- 28 сентября уровень чрезмерной нагрузки заправочных станций превышал 40%.
- Ожидается, что власти могут дать приоритетный доступ к топливу «ключевым работникам» — в частности, сотрудникам медицинских и социальных служб.
Контекст
Для преодоления кризиса власти Великобритании уже предприняли несколько мер.
- Правительство объявило о выдаче временных виз для 5 тыс. иностранных водителей большегрузных автомобилей — документ будет действовать до 25 декабря. Однако эксперты полагают, что этой меры недостаточно для решения проблемы.
- Предполагается, что примерно 3 тыс. человек получат права, пройдя короткие интенсивные курсы вождения.
- Помимо этого, правительство разрешило продлевать срок действия специальных водительских прав, позволяющих перевозить опасные грузы, в том числе горючее.
- Также власти временно освободили топливные компании от действия
антимонопольного закона ,чтобы позволить им совместными усилиями доставлять топливо в наиболее нуждающиеся районы.
Почему это происходит
Высокий спрос на бензин возник на фоне слухов о нехватке водителей, перевозящих топливо по АЗС.
- Британские власти заявили, что виноваты в кризисе жители, которые скупают топливо про запас.
- При этом правительство признало проблему недостатка рабочей силы в стране — это приводит к проблемам не только на АЗС, но и в супермаркетах.
- Нехватка водителей связана выходом Великобритании из ЕС. После брексита многие европейские водители вернулись в свои страны или сменили место работы из-за дополнительной бюрократической нагрузки на границе и потери части доходов из-за пошлин.
- Во время пандемии многие иностранные водители также решили вернуться домой. Кроме того, в Великобритании карантин привел к задержкам с экзаменами на право вождения грузовых автомобилей.
- Сейчас средний возраст водителей грузовиков в Великобритании составляет 55 лет, в результате многие из них уходят на пенсию.
В цифрах
- По подсчетам экспертов, Великобритании не хватает более 100 тыс. водителей грузовиков, чтобы нормализовать поставки топлива.
- По оценке Ассоциации топливного ритейла, 27 сентября примерно на 90% заправочных станций по всей стране не было бензина.
- Из-за дефицита цены на бензин в стране достигли 8-летнего максимума — 136,59 пенсов ($1,85 ), что стало самым высоким показателем с сентября 2013 года.
- В 2020 году только 15 тыс. британцев смогли получить квалификацию для вождения грузовиков — это на 25 тыс. меньше, чем в 2019 году.
Что говорят
Эксперты высказывают разные мнения на счет способов преодоления кризиса, в свою очередь ЕС считает, что сложное положение Великобритании связано с ее уходом из Союза.
- Глава профсоюза учителей NASUWT Патрик Роуч заявил, что продолжающийся дефицит топлива также ударит по сектору образования: многие преподаватели не смогут пользоваться общественным транспортом, чтобы добраться на места работы. Он добавил, что проблему можно решить, предоставив учителям приоритетный доступ к бензину.
- Однако аналитик Global Counsel Джо Армитидж отметил, что правительству необходимо обеспечить британцам свободный доступ к топливу без каких-либо ограничений.
- Вице-канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что не станет отправлять водителей грузовиков в Великобританию из-за брексита. Он подчеркнул, что британцы сами решили уйти из ЕС, и пожелал им «справиться с проблемами».
- Мишель Барнье, бывший главный переговорщик ЕС по брекситу, также отметил, что Великобритании «придется столкнуться с последствиями своего ухода».