КапиталДетали

В 2023 году россияне купили более миллиона легковых авто. Во сколько в среднем обойдется машина и какие марки угоняют чаще всего

С января по ноябрь 2023-го в России зафиксировали на 22,9% меньше краж и на 8,4% меньше угонов транспортных средств, чем годом ранее. 

Чаще всего угоняли авто отечественных брендов, в том числе Lada, а также Hyundai и Kia. Меньше всего преступников интересуют Land Rover и Mazda.

Тенденция

  • В 2023 году в России резко сократилось количество краж и угонов транспортных средств, пишет «Коммерсант». Так, в период с января по ноябрь 2023-го в МВД зафиксировали 6,58 тыс. краж — это на 22,9% меньше год к году. Чаще всего подобные преступления происходили в Московской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской областях, а также в Санкт-Петербурге, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях. 
  • Кроме того, в январе–ноябре 2023-го зарегистрировали 11,6 тыс. угонов. Это на 8,4% меньше, чем годом ранее. 
  • В МВД отмечают, что общее число хищений транспортных средств в России  сокращается уже несколько лет подряд. 

Причин может быть несколько. Это и совершенствование работы МВД, и улучшение противоугонных систем, и сложности пересечения границ, ведь большая часть угнанных транспортных средств вывозилась за пределы РФ. 

Виталий Княгиничев
глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» 
  • По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2020 году угнали 2,4 тыс. автомобилей, в 2021-м — 1,53 тыс., в 2022-м — 942, а за неполный 2023-й (к 20 декабря) — 596. В ВСС считают, что это связано с увеличением числа камер наблюдения, а также с тем, что с весны 2022 года перекрыты рынки сбыта Украины и Прибалтики — туда чаще всего вывозили украденные автомобили. 

Детали

  • Чаще всего в 2023 году угоняли авто отечественных брендов (в основном Lada), а также Hyundai и Kia, рассказали во Всероссийском союзе страховщиков. 
  • В «Абсолют страховании» отметили, что в основном машины угоняют с придомовых парковок. Самыми популярными моделями у преступников оказались Hyundai Santa Fe, Lada Granta, Kia Rio, Toyota Camry, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4, Kia Sorento, Kia Sportage, Hyundai Solaris и ВАЗ-2121 «Нива». 

По итогам года мы также видим, что угонщиков стали интересовать китайские легковые автомобили, особенно активно — к концу года. На рынке сейчас представлены достаточно дорогие авто из Китая с интересным дизайном. Часть китайских машин, возможно, уже угоняют на запчасти.

Сергей Ефремов 
вице-президент ВСС 
  • Меньше всего угонщиков интересуют такие бренды, как Land Rover и Mazda.

Контекст

  • В целом авторынок по итогам 2023-го продемонстрировал резкий рост: в 2023 году в России продали 1,06 млн легковых автомобилей. Это на 69% больше, чем в кризисный 2022-й, но все еще значительно меньше объемов 2021-го (1,54 млн). 
  • При этом растут и цены: средняя стоимость легкового автомобиля в стране почти достигла 3 млн рублей. Это примерно на 8–14% больше, чем годом ранее. 
  • По данным «Автостата», более 30% продаж в 2023 году пришлось на отечественную марку Lada: ей удалось реализовать 324,4 тыс. автомобилей (+85,7% год к году). Доля Lada на российском рынке увеличилась до 30,7% (с 27,9% в 2022 году). В 2024 году АвтоВАЗ планирует выпустить не менее 500 тыс. автомобилей Lada. Эксперты предполагают, что бренд сможет отобрать долю рынка у китайских брендов.
  • Наиболее популярной иностранной маркой по итогам 2023-го стала Chery: продажи китайского бренда выросли втрое — до 118,95 тыс. авто. Следующие пять позиций в рейтинге также занимают китайские бренды — Haval (111,7 тыс.), Geely (93,6 тыс.), Changan (47,7 тыс.), Exeed (42,1 тыс.) и Omoda (41,9 тыс.). В топ-10 самых продаваемых иномарок также вошли корейские Kia и Hyundai, японская Toyota. 
  • В модельном рейтинге лидером 2022-го оказалась Lada Granta: россияне купили 195,9 тыс. этих авто, что в 2,2 раза больше значений 2022-го.
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress
  • Наиболее популярной иномаркой стал автомобиль китайского бренда — кроссовер Haval Jolion (55,6 тыс.).
Фото: «Авилон»

За чем следить

  • «Коммерсант» выяснил, что с 1 января цены на легковые автомобили в России не выросли, а спрос на авторынке в начале 2024-го сохранился. По итогам января дилеры прогнозируют увеличение продаж на 30–77% год к году.
  • Однако в 2024 году, по оценкам экспертов, российский авторынок все же не достигнет объемов 2021-го. В аналитическом агентстве «Автостат» ожидают, что продажи новых легковых автомобилей в стране за ближайшие 12 месяцев вырастут примерно на 18% — до 1,25 млн единиц. 
  • Аналитики отмечают, что в России продолжается восстановление производства. В Росстате подсчитали, что за 11 месяцев 2023 года в стране выпустили 481,6 тыс. автомобилей (+17,5% год к году). Эта тенденция сохранится, а насыщение рынка отечественной и импортной продукцией приведет к росту конкуренции и, как следствие, к снижению цен на машины, считают в «Автостате». 

Фото обложки: Axel Heimken / DPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано