Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
В Ярославской области запустят производство электробусов
Инвестиции составят 6,6 млрд рублей. Новый проект обеспечит рабочими местами более тысячи человек.
Факты
- Строительством займется вологодская компания «Транс-Альфа», которая производит общественные транспортные средства, в том числе электробусы. В сентябре 2022 года руководство компании договорилось о реализации проекта с властями Ярославской области.
- Пока в линейке «Транс-Альфа» только один электробус — «Сириус». В нем около 30 сидячих мест, а в целом модель вмещает до 107 пассажиров.
Перспективы
- Новый завод электробусов обеспечит рабочими местами более тысячи человек, что почти в 3 раза больше, чем на действующем производстве «Транс-Альфа» в Вологодской области.
- «Транс-Альфа» и власти Ярославской области договорились и о другому проекте — строительстве производства электродвигателей. Их будут использовать не только на электробусах компании, но и на электротранспорте других отечественных производителей.
- Оба проекта открывают широкие возможности для компании, так как сейчас электробусы еще не распространены по всей России. В основном они курсируют по Москве. Пока что среди ключевых производителей — только ПАО «КАМАЗ» и «Группа ГАЗ».
- Электробусы — более экологичный вид транспорта, чем обычные автобусы. У них есть преимущество и перед другими видами городского транспорта: они маневреннее трамваев и троллейбусов.
Риски
- Проект находится на начальной стадии — неизвестна ни площадка, где будут строить заводы, ни сроки реализации, ни производственные мощности.
- Продукция компании пока так и не вышла на рынок. Электробус «Сириус» с 2019 года проходит испытания, в ходе которых уже дважды возвращался на завод-изготовитель для модернизации. В связи с этим массовый выпуск модели все еще не налажен.
- При всех достоинствах у электробусов есть и недостатки, например высокая цена и небольшой запас хода. Кроме того, не во всех российских городах достаточно стационарных зарядных станций.
«Газпром» построит СПГ-завод на Сахалине для снабжения Курил
Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер подписали соглашение на Восточном экономическом форуме-2022.
Факты
- «Газпром» уже запустил два проекта на Сахалине. Например, в рамках «Сахалин-2» в 2009 году компания построила первый в России завод по сжижению природного газа. Сейчас также идет разработка двух месторождений.
- Новый проект называется «Сахалин-3». Будущий СПГ-завод построят в конце 2023 года, а на Курильских островах появятся системы приема, хранения и регазификации.
- Объем инвестиций неизвестен.
- Сырье для переработки будет поступать с четырех месторождений: Киринское, Венинское, Аяшское и Восточно-Одоптинское. Пока в эксплуатацию введено только Киринское, поэтому первое время будут использоваться ресурсы и «Сахалина-2».
Перспективы
- Соглашение Миллера и Лимаренко предусматривает и ускорение газификации всей Сахалинской области — по словам главы региона, область полностью обеспечат газом к 2025 году.
- «Газпром» и власти Сахалинской области также обсудят возможные инвестиции в региональный завод по переработке газового конденсата и нефти. Соглашение было подписано еще в 2021 году, а старт проекту дал президент РФ Владимир Путин. НПЗ могут разместить в Ногликском или Поронайском районе для снабжения авиационным керосином, бензином и дизелем на территории области. В частности, дальневосточная авиакомпания «Аврора» получит более доступный по цене авиакеросин.
Риски
- Санкции стран ЕС включают запрет на поставки оборудования для производства СПГ. Делать его в России тоже затруднительно из-за зависимости от импортных компонентов.
- На острове уже есть компании, которые занимаются переработкой углеводородов. Например, завод АО «Петросах» выпускает бензин, дизель, керосин, что позволяет полностью закрывать потребности Сахалина в мазуте.
В России появится новый автомобильный бренд — «Соллерс»
Компания «Соллерс Авто» начнет производить новые легкие коммерческие автомобили в Татарстане на базе китайских JAC.
Факты
- Основные активы «Соллерс Авто» — Ульяновский автомобильный завод, который выпускает УАЗы, и Заволжский моторный завод, производящий бензиновые двигатели. Кроме того, у «Соллерс Авто» есть совместные предприятия с американским автопроизводителем Ford в Елабуге (Татарстан) — «Соллерс Форд», а также японской компанией Mazda во Владивостоке — «Мазда Соллерс». Производство на них сейчас не ведется из-за остановки поставок запчастей в связи со спецоперацией в Украине.
- В 2019 году «Соллерс» и Минпромторг подписали
СПИК на развитие модельного ряда УАЗа и Ford Transit — автомобиля типаLCV . В сентябре 2022 года в этот СПИК внесли изменения — компания займется производством новых LCV на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Алабуга» в Татарстане под собственным брендом «Соллерс». - По словам гендиректора «Соллерс Авто», будут выпускаться две модели на базе китайского фургона JAC Sunray и грузовика JAC-N25/35. Их стоимость не раскрывается.
- Производство планируют запустить в 2022 году. Общий объем инвестиций составит более 5,5 млрд рублей.
Перспективы
- Расположение нового предприятия на территории ОЭЗ дает налоговые льготы и снижает издержки производства.
- Выпуск LCV позволит «Соллерс Авто» не только заместить производство Ford Transit в России, но и расширить линейку в этом сегменте. Проект также сохранит рабочие места для сотрудников «Соллерс Форд».
- В планах компании — локализовать выпуск автокомпонентов, не имеющих пока российских аналогов.
- В рамках проекта в Татарстане создадут центр НИОКР и продуктового развития «Соллерс Авто». Среди его задач — дальнейшие разработки и расширение модельного ряда в сегменте LCV.
Риски
- В августе 2022 года продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились на 62,4% по сравнению с тем же месяцем 2021 года. В целом с начала года они упали на 60,7%. Спрос сократился на фоне ухудшения экономической ситуации и ухода с российского рынка иностранных производителей.
- На этом фоне «Соллерс» сократила производство, что сказалось на прибыли компании. Так, чистый убыток за первое полугодие 2022-го составил 1,091 млрд рублей. Это может негативно отразится на проекте.