КиберпанкДеталиТехнологии

Спам не пройдет: россиян планируют избавить от раздражающих звонков. Банкам и малому бизнесу эта идея не понравилась

Депутаты Госдумы намерены внести поправки в закон «О связи». Они обяжут мобильных операторов получать согласие абонента на пропуск голосовых информационных сообщений по телефону. Схожую инициативу обсуждают в Минцифры. 

Что произошло

В Госдуму внесли законопроект о блокировке спам-звонков операторами по запросу абонентов. Схожую инициативу обсуждают в Минцифры — там операторам предлагают сразу определять, откуда звонок: из банка или медучреждения. 

Почему это важно

В последнее время россиянам стали поступать спам-звонки на 73% чаще. Больше всего страдают жители Москвы и Санкт-Петербурга. 

Что говорят

Эксперты отмечают, что из законопроекта пока мало что ясно, а идея Минцифры конкретнее и понятнее. При этом против инициативы ведомства уже выступили «Сбер», ВТБ и «Тинькофф».

Мировая практика

В США создали группу для разработки законодательства в целях борьбы с робозвонками, а в Канаде обязали операторов связи внедрить технологию по определению подмены номера.

Что произошло

Депутаты от «Справедливой России – За правду» внесли в Госдуму законопроект о блокировке спам-звонков.

  • Он содержит поправки к закону «О связи»: они обяжут мобильных операторов получать согласие абонента на пропуск голосовых информационных сообщений по телефону.
  • Кроме того, абонент сможет потребовать прекратить передачу голосовых сообщений с конкретного номера. Это не коснется звонков от самого оператора и органов власти.

Схожую инициативу обсуждают в последнее время в Минцифры.

  • В середине декабря 2022 года в ведомстве предложили ввести бесплатную услугу блокировки спам-звонков операторами. Это касается автодозвона, в том числе с использованием роботов. 
  • Бесплатной и подключенной по умолчанию может стать функция оповещения абонента о том, откуда ему звонят. При звонке из медучреждения на экране смартфона появится слово «медцентр», а если из финансового — отобразится «банк», приводят примеры в Минцифры. То же самое коснется компаний или организаций из других сфер.

Почему это важно

Авторы законопроекта отметили, что рассылки и спам-звонки абонентам носят «массовый характер и негативно воспринимаются населением». 

  • Россияне буквально «тонут» в спаме, отмечает издание CNews. С июня 2021 года по июнь 2022-го они стали получать такие звонки на 73% чаще. Доля нежелательных звонков выросла с 8% до 14%, приводит данные «Тинькофф». Увеличение активности среди рекламщиков и мошенников подтверждают и в «Яндексе». 
  •  По данным МТС, чаще всего «бесполезные» звонки поступают жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей и Татарстана. Аналогичная статистика у Tele2.
  • В «МегаФоне» отметили, что в основном спамеры навязывают финансовые услуги, а также услуги юридических и медицинских центров.
  • Такая активность связана с желанием многих компаний подешевле продвигать свои услуги на фоне непростой экономической ситуации в стране, считают эксперты. Спам-звонки — один из наиболее бюджетных инструментов для рекламы.

По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований, больше половины россиян раздражают спам-звонки. При этом борется с ними меньшее количество респондентов. Например, лишь треть опрошенных скачивает приложения для определения номера.

  • У россиян уже есть доступные инструменты для борьбы с нежелательными звонками. В июне 2022 года начала работать единая служба, созданная ФАС и операторами связи. Теперь абоненты могут оставить жалобу на спам-звонок или СМС прямо на сайте мобильного оператора. Блокировка нежелательной рекламы начнет действовать в течение 72 часов.
  • Предполагается, что новый законопроект или инициатива Минцифры расширят возможности абонентов для борьбы со спамом. 

Что говорят

Законопроект

  • Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», отмечают, что формулировки законопроекта размыты, и пока неясно, как именно он будет работать. 
  • К информационным сообщениям в текущей версии относятся и реклама, и голосовые записи с важными сведениями для абонентов, например от банков.
  • То, что абоненты смогут потребовать заблокировать еще и конкретный номер, грозит массовым формированием черных списков. В него могут попасть и номера, не связанные со спамом, считают эксперты.

Инициатива Минцифры

  • Предложение ведомства — конкретнее, отмечают некоторые участники отрасли. Оно распространяется в том числе на автоуведомления банков, с помощью которых клиентам сообщают, например, о задолженности.
  • В этом случае недобросовестные операторы могут начинать взимать с кредитных организаций плату за использование автоматизированных вызовов под угрозой блокировки, предупреждают специалисты.
  • Из-за этого против идеи Минцифры уже выступили «Сбер», ВТБ и «Тинькофф», сообщили источники «Коммерсанта». 
  • При этом инициативу ведомства поддержали в Tele2 и «МегаФоне». Там считают, что предложенные ведомством меры помогут эффективнее бороться со спамерами.

И в том и другом случае может пострадать бизнес.

  • Наибольшие потери понесут малые компании, которые используют спам-звонки в качестве дешевой рекламы, считают в маркетинговой компании TWIGA CG. Это касается, в частности, небольших клиник, юридических контор, финансовых сервисов. 
  • Риски есть и для тех компаний, чья деятельность напрямую связана со спамом, подчеркивают в MForum Analytics. Речь идет о разработчиках софта для спам-обзвона и приложений по его определению.
  • Потери грозят и самим мобильным операторам, чьи услуги по блокировке спама сейчас платные.

Мировая практика

  • В США в 2021 году создали группу реагирования на роботизированные звонки, которую возглавила председатель Федеральной комиссии по связи. В состав группы входят инженеры, политики и юристы. Они разрабатывают законодательство для борьбы с такими звонками, включая их отслеживание.
  • В Канаде регулятор в области вещания и связи потребовал от основных поставщиков телекоммуникационных услуг внедрить новую технологию аутентификации входящего вызова. Она позволяет определить, произошла ли подмена номера. В таком случае абонент будет проинформирован об этом, прежде чем возьмет трубку.
  • Фильтруют входящие звонки и в Китае. В мае 2022 года телекоммуникационная компания China Zhejiang Mobile прекратила прием международных звонков, а также звонков из Гонконга, Макао и Тайваня в ряде провинций страны. Власти объяснили, что такое решение принято «в целях борьбы с иностранными мошенниками».

Фото обложки: Сергей Бобылев / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано