Что произошло
В Госдуму внесли законопроект о блокировке спам-звонков операторами по запросу абонентов. Схожую инициативу обсуждают в Минцифры — там операторам предлагают сразу определять, откуда звонок: из банка или медучреждения.
Почему это важно
В последнее время россиянам стали поступать спам-звонки на 73% чаще. Больше всего страдают жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Что говорят
Эксперты отмечают, что из законопроекта пока мало что ясно, а идея Минцифры конкретнее и понятнее. При этом против инициативы ведомства уже выступили «Сбер», ВТБ и «Тинькофф».
Мировая практика
В США создали группу для разработки законодательства в целях борьбы с робозвонками, а в Канаде обязали операторов связи внедрить технологию по определению подмены номера.
Что произошло
Депутаты от «Справедливой России – За правду» внесли в Госдуму законопроект о блокировке спам-звонков.
- Он содержит поправки к закону «О связи»: они обяжут мобильных операторов получать согласие абонента на пропуск голосовых информационных сообщений по телефону.
- Кроме того, абонент сможет потребовать прекратить передачу голосовых сообщений с конкретного номера. Это не коснется звонков от самого оператора и органов власти.
Схожую инициативу обсуждают в последнее время в Минцифры.
- В середине декабря 2022 года в ведомстве предложили ввести бесплатную услугу блокировки спам-звонков операторами. Это касается автодозвона, в том числе с использованием роботов.
- Бесплатной и подключенной по умолчанию может стать функция оповещения абонента о том, откуда ему звонят. При звонке из медучреждения на экране смартфона появится слово «медцентр», а если из финансового — отобразится «банк», приводят примеры в Минцифры. То же самое коснется компаний или организаций из других сфер.
Почему это важно
Авторы законопроекта отметили, что рассылки и спам-звонки абонентам носят «массовый характер и негативно воспринимаются населением».
- Россияне буквально «тонут» в спаме, отмечает издание CNews. С июня 2021 года по июнь 2022-го они стали получать такие звонки на 73% чаще. Доля нежелательных звонков выросла с 8% до 14%, приводит данные «Тинькофф». Увеличение активности среди рекламщиков и мошенников подтверждают и в «Яндексе».
- По данным МТС, чаще всего «бесполезные» звонки поступают жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей и Татарстана. Аналогичная статистика у Tele2.
- В «МегаФоне» отметили, что в основном спамеры навязывают финансовые услуги, а также услуги юридических и медицинских центров.
- Такая активность связана с желанием многих компаний подешевле продвигать свои услуги на фоне непростой экономической ситуации в стране, считают эксперты. Спам-звонки — один из наиболее бюджетных инструментов для рекламы.
По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований, больше половины россиян раздражают спам-звонки. При этом борется с ними меньшее количество респондентов. Например, лишь треть опрошенных скачивает приложения для определения номера.
- У россиян уже есть доступные инструменты для борьбы с нежелательными звонками. В июне 2022 года начала работать единая служба, созданная ФАС и операторами связи. Теперь абоненты могут оставить жалобу на спам-звонок или СМС прямо на сайте мобильного оператора. Блокировка нежелательной рекламы начнет действовать в течение 72 часов.
- Предполагается, что новый законопроект или инициатива Минцифры расширят возможности абонентов для борьбы со спамом.
Что говорят
Законопроект
- Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», отмечают, что формулировки законопроекта размыты, и пока неясно, как именно он будет работать.
- К информационным сообщениям в текущей версии относятся и реклама, и голосовые записи с важными сведениями для абонентов, например от банков.
- То, что абоненты смогут потребовать заблокировать еще и конкретный номер, грозит массовым формированием черных списков. В него могут попасть и номера, не связанные со спамом, считают эксперты.
Инициатива Минцифры
- Предложение ведомства — конкретнее, отмечают некоторые участники отрасли. Оно распространяется в том числе на автоуведомления банков, с помощью которых клиентам сообщают, например, о задолженности.
- В этом случае недобросовестные операторы могут начинать взимать с кредитных организаций плату за использование автоматизированных вызовов под угрозой блокировки, предупреждают специалисты.
- Из-за этого против идеи Минцифры уже выступили «Сбер», ВТБ и «Тинькофф», сообщили источники «Коммерсанта».
- При этом инициативу ведомства поддержали в Tele2 и «МегаФоне». Там считают, что предложенные ведомством меры помогут эффективнее бороться со спамерами.
И в том и другом случае может пострадать бизнес.
- Наибольшие потери понесут малые компании, которые используют спам-звонки в качестве дешевой рекламы, считают в маркетинговой компании TWIGA CG. Это касается, в частности, небольших клиник, юридических контор, финансовых сервисов.
- Риски есть и для тех компаний, чья деятельность напрямую связана со спамом, подчеркивают в MForum Analytics. Речь идет о разработчиках софта для спам-обзвона и приложений по его определению.
- Потери грозят и самим мобильным операторам, чьи услуги по блокировке спама сейчас платные.
Мировая практика
- В США в 2021 году создали группу реагирования на роботизированные звонки, которую возглавила председатель Федеральной комиссии по связи. В состав группы входят инженеры, политики и юристы. Они разрабатывают законодательство для борьбы с такими звонками, включая их отслеживание.
- В Канаде регулятор в области вещания и связи потребовал от основных поставщиков телекоммуникационных услуг внедрить новую технологию аутентификации входящего вызова. Она позволяет определить, произошла ли подмена номера. В таком случае абонент будет проинформирован об этом, прежде чем возьмет трубку.
- Фильтруют входящие звонки и в Китае. В мае 2022 года телекоммуникационная компания
China Zhejiang Mobile прекратила прием международных звонков, а также звонков из Гонконга, Макао и Тайваня в ряде провинций страны. Власти объяснили, что такое решение принято «в целях борьбы с иностранными мошенниками».
Фото обложки: Сергей Бобылев / ТАСС