КиберпанкДеталиТехнологии

Музыкальную индустрию расколол искусственный интеллект. Одни исполнители зарабатывают с помощью ИИ, а другие видят в нем угрозу

Канадская певица Граймс разрешила использовать свой голос для создания песен при помощи искусственного интеллекта. Исполнительница собирается отдавать авторам композиций 50% роялти.

При этом некоторые гиганты музыкальной индустрии выступают резко против такого применения ИИ.

Что произошло

Канадская певица Граймс заявила, что не против использования своего голоса для создания музыки при помощи искусственного интеллекта (ИИ).

Контекст

Граймс неоднократно демонстрировала интерес к инновационным технологиям. В 2020 году певица создала с помощью ИИ бесконечную колыбельную для своего сына. 

Тенденция

C весны 2023 года в Сети стали набирать большую популярность песни, в которых используются искусственно сгенерированные голоса музыкальных исполнителей. 

Но при этом

Universal Music Group выступает резко против такой практики. Музыкальные эксперты предупреждают, что в будущем реальные песни будет невозможно отличить от ИИ-версий. По их словам, индустрии еще предстоит разобраться со множеством юридических вопросов.

Что произошло

Канадская исполнительница Граймс (Grimes) заявила, что не против использования своего голоса для создания песен при помощи искусственного интеллекта (ИИ). Она собирается отдать авторам таких популярных композиций 50% роялти. Об этом пишет The Verge.

Фото: Gonzales Photo / Christian Hjorth / TASS
  • Граймс заверила, что не будет накладывать штрафные санкции или ограничения на людей, использующих ее голос для выпуска ИИ-песен. Певица призвала композиторов «‎не стесняться»‎ и смело выпускать подобные треки.
  • При этом она отметила, что будет делиться роялти с создателями только «‎вирусных»‎ или «‎суперпопулярных»‎ песен, которые будут слушать по всему миру.
  • Как отмечают СМИ, таким образом, Граймс стала одним из первых музыкантов, которые публично поддержали авторов композиций, использующих ИИ для создания треков.

Контекст 

Граймс неоднократно демонстрировала интерес к инновационным технологиям.

  • В 2018-м она выпустила песню We Appreciate Power, вдохновленную ИИ. В треке Граймс поет от имени вымышленной девичьей группы, которая использует «песни, танцы, секс и моду для популяризации» технологии.
  • В 2020 году певица создала с помощью ИИ бесконечную колыбельную для своего сына. Граймс дала нейросети музыкальную основу, а технология, в свою очередь, стала непрерывно изменять ее. Колыбельная всегда звучит по-разному, подстраиваясь под время суток, погоду и пр. «В этом есть что-то магическое. Может прозвучать странно, но мы будто взламываем божественный код», — сказала Граймс.
  • В 2021-м исполнительница выпустила первый трек от имени своей ИИ-группы NPC, которая состоит из бесконечного числа участниц.

Тенденция

C весны 2023 года в Сети стали набирать большую популярность песни, в которых используются искусственно сгенерированные голоса популярных музыкальных исполнителей. 

  • Например, недавно в соцсетях завирусился трек Дрейка и The Weeknd под названием Heart on My Sleeve: видео с ним набрало более 15 млн просмотров в TikTok, сотни тысяч прослушиваний на YouTube и в Spotify. Однако сами исполнители к релизу не имели никакого отношения — песню выпустил композитор ghostwriter, который скрывает свою личность.
  • Трек идет чуть больше 2 минут, в нем есть куплеты, припев и даже отсылки к реальным событиям — например, к тому, что The Weeknd встречался с Селеной Гомес. 
  • В комментариях многие пользователи поблагодарили создателя композиции: «Спасибо за лучшую песню Дрейка за последние несколько лет», «Невероятно, но нейросетевой рэпер звучит лучше, чем реальный». Сам Дрейк раскритиковал тех, кто имеет отношение к треку, и написал, что «это последняя капля».
  • Среди других популярных ИИ-релизов — песня Get Lucky «‎в исполнении»‎ Майкла Джексона, фит с участием погибших рэперов Juice WRLD и XXXTentacion, Kill Bill с Арианой Гранде вместо SZA.
  • У пользователей также появилась возможность послушать, как бы звучала песня Umbrella Рианны, если бы ее пела Бритни Спирс.
  • Особое место среди ИИ-треков занимают треки с Канье Уэстом. В его «‎исполнении»‎ можно послушать джазовый хит Just the Two of Us, Summertime Sadness Ланы Дель Рей и Hello от Адель.
  • Кроме того, диджей Дэвид Гетта сам записал ИИ-трек с «голосом» Эминема, а музыкант Лиам Галлахер высоко оценил ИИ-каверы на творчество группы Oasis. 

Но при этом

  • Основным местом распространения ИИ-треков остается YouTube, что осложняет борьбу лейблов за авторские права. Для того чтобы потребовать удаления контента, необходимо обладать на него правами, говорят эксперты. При этом нейросетевые каверы не содержатся в каталогах лейблов и формально считаются оригинальными песнями.
  • Как следствие, юристы студий вынуждены искать дополнительные причины для блокировок. Лейбл Universal Music Group, сотрудничающий с Дрейком, сообщил, что обучение ИИ на голосах музыкантов — это нарушение авторских прав. Компания заявила, что намерена принимать меры в отношении авторов подобных треков. 
  • UMG добилась того, чтобы онлайн-платформы удалили Heart on My Sleeve. Компания сделала акцент на неправомерном упоминании продюсера Metro Boomin в песне. Его имя звучит в первом куплете композиции. Как пишет The Verge, участия в записи ИИ-трека Metro Boomin не принимал.
  • Музыкальные эксперты предупреждают, что в будущем реальные песни будет невозможно отличить от ИИ-версий. По их словам, индустрии еще предстоит разобраться со множеством юридических вопросов.

Кому принадлежит результат работы генеративного ИИ? Пока что авторские права распространяются только на работу человека, но как быть с чем-то, что опирается на генеративный ИИ? Некоторые разработчики уже заявили, что права на контент, созданный их нейросетевыми инструментами, отстаивать не будут. 

Эфрат Ливни
New York Times 

Фото обложки: ENDEL

Копировать ссылкуСкопировано