Что произошло
Ozon начал сотрудничать с самозанятыми предпринимателями. Они смогут продавать на его площадке товары собственного производства.
История вопроса
Количество самозанятых в России в 2021 году превысило 2,7 млн человек. Специальный налоговый режим позволяет им платить самый маленький сбор — от 4% до 6%.
Контекст
Число онлайн-покупок в России растет. В 2020 году их сделано больше на 365 млн, а 60% из них — в маркетплейсах.
Перспективы
По прогнозам, в 2024 году универсальные маркетплейсы будут занимать большую часть рынка России — 54%.
Что произошло
Ozon начал сотрудничать с самозанятыми предпринимателями. Теперь они смогут продавать на его интернет-площадке товары собственного производства.
- Для начала работы нужно пройти стандартную процедуру регистрации в личном кабинете продавца. Компания сама проверит статус предпринимателя на сайте Федеральной налоговой службы.
- Предприниматели смогут продавать любые товары, произведенные ими самостоятельно, кроме подакцизных товаров, товаров с обязательной маркировкой, а также требующих регистрации товарного знака.
- Комиссия за продажу товаров для самозанятых будет такой же, как и для других продавцов, — от 4% до 15% в зависимости от категории.
- Самозанятые будут работать по модели «Продажи со склада продавца». Хранить товар они будут на своем складе и отправлять его в сортировочные центры Ozon или организовывать доставку самостоятельно.
- Также самозанятым будет доступен финансовый инструмент «Гибкий график выплат» — ежедневные начисления за продажу товаров.
История вопроса
Количество официально зарегистрированных самозанятых в России по состоянию на 1 августа 2021 года превысило 2,7 млн человек.
- По данным Федеральной налоговой службы, их общий доход с начала действия специального налогового режима (с января 2019 года) составил более 525 млрд рублей.
- Средний чек у самозанятых составляет 1250 рублей. Всего было сформировано более 419 млн чеков.
- При этом число зарегистрированных самозанятых до 18 лет составляет порядка 41 тыс. человек.
Специальный налоговый режим для самозанятых ввели, чтобы вывести из тени небольшой бизнес и подработки. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно было в любом регионе России. А с января 2019 года налоговый режим для них был введен в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, затем число регионов постепенно увеличивалось.
- Деятельность самозанятых очень разнообразна: они могут быть консультантами, водителями, дизайнерами, копирайтерами, блогерами и так далее. Стать самозанятым может любой гражданин России начиная с 16 лет.
- Самозанятые платят самый маленький налог: 4% — за доходы от физлиц, 6% — за доходы от юрлиц. Они освобождены от страховых взносов, которые платят предприниматели на
УСН ипатенте . - ФНС сама высчитывает налог. Самозанятые раз в месяц подтверждают оплату в приложении или настраивают автоматические списания с банковской карты.
- Чеки формируются через приложение «Мой налог» или сайт налоговой службы. Самозанятым не требуются онлайн-кассы, поэтому им проще начать бизнес.
Контекст
Маркетплейсы в России показывают серьезный рост. Две площадки — Wildberries (выручка 175 млрд рублей) и Ozon (104 млрд рублей) — вошли в список 200 крупнейших компаний России по версии Forbes.
По данным исследовательского агентства Data Insight, за первое полугодие 2021 года на внутрироссийском рынке
- 60% всего прироста российского рынка по количеству заказов в 2020 году (+365 млн по сравнению с 2019 годом) пришлось на долю крупных универсальных маркетплейсов, в 2021 году эта доля еще выше — почти две трети.
- Число продавцов в маркетплейсах стремительно растет. На Ozon оно утроилось (с первого квартала 2020 года до второго квартала 2021-го), в Wildberries выросло в 5,5 раза, в «Яндекс.Маркете» увеличилось в 2,5 раза, а на Aliexpress — в 4,5 раза.
Перспективы
В 2024 году универсальные маркетплейсы будут занимать большую часть рынка России (54%), прогнозирует Data Insight.
Онлайн-продавцы маркетплейсов также настроены оптимистично, показал опрос, проведенный Aliexpress Russia и сообществом поставщиков маркетплейсов MPGO в августе 2021 года.
- 56% респондентов ожидают, что к концу 2021 года показатели превысят результаты 2020 года, 33% считают, что они будут сопоставимы, 11% — что будут хуже.
- Больше всего в благоприятные прогнозы верят самозанятые — 61% от общего числа респондентов. Среди ИП таких 56%, среди юрлиц — 52%.
- 16% опрошенных рассчитывают на быстрый рост бизнеса в 2022 году, а 42% уверены, что их продажи будут расти постепенно.
Чтобы бизнес продолжал развиваться, большая часть продавцов в ближайшие полгода планирует активнее работать с маркетплейсами. Об этом заявили 90% опрошенных.
- 74% сказали, что запустят в продажу новый товар.
- 43% планируют расширить производство или склад.
- 33% намерены открыть новое направление бизнеса.
- 27% — увеличить бюджет на продвижение товара.
- 19% планируют сократить затраты.
- 1% — закрыть или продать бизнес.