КапиталДетали

Самозанятые смогут размещать товары собственного производства на Ozon. По прогнозам экспертов, к 2024 году маркетплейсы захватят больше половины всего российского рынка

В первом полугодии 2021 года россияне совершили онлайн-покупок на 1,75 трлн рублей.

Что произошло

Ozon начал сотрудничать с самозанятыми предпринимателями. Они смогут продавать на его площадке товары собственного производства.

История вопроса

Количество самозанятых в России в 2021 году превысило 2,7 млн человек. Специальный налоговый режим позволяет им платить самый маленький сбор — от 4% до 6%.

Контекст

Число онлайн-покупок в России растет. В 2020 году их сделано больше на 365 млн, а 60% из них — в маркетплейсах.

Перспективы

По прогнозам, в 2024 году универсальные маркетплейсы будут занимать большую часть рынка России — 54%.

Что произошло

Ozon начал сотрудничать с самозанятыми предпринимателями. Теперь они смогут продавать на его интернет-площадке товары собственного производства.

  • Для начала работы нужно пройти стандартную процедуру регистрации в личном кабинете продавца. Компания сама проверит статус предпринимателя на сайте Федеральной налоговой службы.
  • Предприниматели смогут продавать любые товары, произведенные ими самостоятельно, кроме подакцизных товаров, товаров с обязательной маркировкой, а также требующих регистрации товарного знака.
  • Комиссия за продажу товаров для самозанятых будет такой же, как и для других продавцов, — от 4% до 15% в зависимости от категории.
  • Самозанятые будут работать по модели «Продажи со склада продавца». Хранить товар они будут на своем складе и отправлять его в сортировочные центры Ozon или организовывать доставку самостоятельно.
  • Также самозанятым будет доступен финансовый инструмент «Гибкий график выплат» — ежедневные начисления за продажу товаров.

История вопроса

Количество официально зарегистрированных самозанятых в России по состоянию на 1 августа 2021 года превысило 2,7 млн человек.

  • По данным Федеральной налоговой службы, их общий доход с начала действия специального налогового режима (с января 2019 года) составил более 525 млрд рублей.
  • Средний чек у самозанятых составляет 1250 рублей. Всего было сформировано более 419 млн чеков.
  • При этом число зарегистрированных самозанятых до 18 лет составляет порядка 41 тыс. человек.

Специальный налоговый режим для самозанятых ввели, чтобы вывести из тени небольшой бизнес и подработки. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно было в любом регионе России. А с января 2019 года налоговый режим для них был введен в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, затем число регионов постепенно увеличивалось.

  • Деятельность самозанятых очень разнообразна: они могут быть консультантами, водителями, дизайнерами, копирайтерами, блогерами и так далее. Стать самозанятым может любой гражданин России начиная с 16 лет.
  • Самозанятые платят самый маленький налог: 4% — за доходы от физлиц, 6% — за доходы от юрлиц. Они освобождены от страховых взносов, которые платят предприниматели на УСН и патенте.
  • ФНС сама высчитывает налог. Самозанятые раз в месяц подтверждают оплату в приложении или настраивают автоматические списания с банковской карты.
  • Чеки формируются через приложение «Мой налог» или сайт налоговой службы. Самозанятым не требуются онлайн-кассы, поэтому им проще начать бизнес.

Контекст

Маркетплейсы в России показывают серьезный рост. Две площадки — Wildberries (выручка 175 млрд рублей) и Ozon (104 млрд рублей) — вошли в список 200 крупнейших компаний России по версии Forbes.

По данным исследовательского агентства Data Insight, за первое полугодие 2021 года на внутрироссийском рынке E-Commerce было совершено 675 млн заказов (рост составил 94% к тому же периоду 2020 года) на сумму 1,75 трлн рублей (+47%).

  • 60% всего прироста российского рынка по количеству заказов в 2020 году (+365 млн по сравнению с 2019 годом) пришлось на долю крупных универсальных маркетплейсов, в 2021 году эта доля еще выше — почти две трети.
  • Число продавцов в маркетплейсах стремительно растет. На Ozon оно утроилось (с первого квартала 2020 года до второго квартала 2021-го), в Wildberries выросло в 5,5 раза, в «Яндекс.Маркете» увеличилось в 2,5 раза, а на Aliexpress — в 4,5 раза.

Перспективы

В 2024 году универсальные маркетплейсы будут занимать большую часть рынка России (54%), прогнозирует Data Insight.

Онлайн-продавцы маркетплейсов также настроены оптимистично, показал опрос, проведенный Aliexpress Russia и сообществом поставщиков маркетплейсов MPGO в августе 2021 года.

  • 56% респондентов ожидают, что к концу 2021 года показатели превысят результаты 2020 года, 33% считают, что они будут сопоставимы, 11% — что будут хуже. 
  • Больше всего в благоприятные прогнозы верят самозанятые — 61% от общего числа респондентов. Среди ИП таких 56%, среди юрлиц — 52%.
  • 16% опрошенных рассчитывают на быстрый рост бизнеса в 2022 году, а 42% уверены, что их продажи будут расти постепенно.

Чтобы бизнес продолжал развиваться, большая часть продавцов в ближайшие полгода планирует активнее работать с маркетплейсами. Об этом заявили 90% опрошенных.

  • 74% сказали, что запустят в продажу новый товар.
  • 43% планируют расширить производство или склад.
  • 33% намерены открыть новое направление бизнеса.
  • 27% — увеличить бюджет на продвижение товара.
  • 19% планируют сократить затраты.
  • 1% — закрыть или продать бизнес.
Копировать ссылкуСкопировано