КиберпанкДетали

Путь к Метавселенной

Meta воюет с харассментом, Samsung халтурит в Decentraland, McDonald’s готовится продавать виртуальные бургеры — в разборе «Московских новостей».

Метавселенная — гипотетическая следующая ступень эволюции интернета. Объединяющее множество виртуальных миров иммерсивное трехмерное онлайн-пространство со своей экономикой, предметами собственности, недвижимостью и неограниченным числом одновременных пользователей-аватаров. Каждую неделю Даниил Ротштейн анализирует, как корпорации, деятели искусств, разработчики VR-технологий, криптоэнтузиасты и вслед за ними весь остальной мир делают новые шаги на пути к неясному, но неизбежному будущему, которое сулит Метавселенная.

Meta нащупывает личные границы

  • Meta (бывшая Facebook) отреагировала на жалобы на харассмент в ее виртуальных пространствах Horizon Worlds и Horizon Venues. Теперь у каждого аватара появится личное пространство.
  • По сути, вокруг каждого аватара формируется невидимый цилиндр диаметром в 2,5 метра, при столкновении личных границ движение аватаров будет останавливаться. Функция будет включена по умолчанию, чтобы сформировать «социальные нормы для VR», пояснили в компании.
  • В Meta напомнили, что в ее виртуальных пространствах уже реализована другая функция защиты от харассмента — руки аватаров пропадают, если вторгаются в чье-то личное пространство.
Фото: Meta

Что это значит: вся история с домогательствами в Horizon Worlds — не столько иллюстрация опасности Метавселенной, сколько очередное напоминание о том, что и технология, и сама концепция находятся в очень сыром состоянии. В Meta пока очень плохо понимают, как должны быть организованы взаимодействие пользователей и модерация, и все виртуальные пространства официально или неофициально остаются бета-версиями, где пользователи сами вынуждены нащупывать потенциальные проблемы. Новое решение Meta с цилиндрическими границами выглядит сомнительно — возможность аватаров проходить друг через друга могла бы быть эффективнее. Но это сделало бы виртуальные пространства Meta более хаотичными внешне, в то время как компании нужны красивые картинки. И это очередной призрак глобальной проблемы видения Метавселенной Марка Цукерберга: оно предполагает перенос в виртуальное пространство проблем и неудобств, которые свойственны реальному миру, без очевидных преимуществ.

Disney и McDonald’s хотят в Метавселенную

  • McDonald’s подал заявку на товарный знак для виртуальных ресторанов, а также виртуальных товаров и услуг. Среди прочего в заявке компании фигурирует «виртуальный онлайн-ресторан с возможностью доставки блюд на дом».
  • Раньше аналогичную заявку подала американская сеть пекарен Panera Bread, которая собирается продавать в Метавселенной виртуальный хлеб, реальный хлеб и NFT.
  • Генеральный директор Disney Боб Чапек в очередной раз заявил, что у компании серьезные планы на Метавселенную, правда, не привел деталей, отметив только важность совмещения «цифровых и физических впечатлений».
Фото: Freepik; McDonald’s

Почему это происходит: крупные компании отчаянно боятся стать «новым Blockbuster» и упустить какое-то новое технологическое веяние. Инвестиции в Метавселенную могут быть для больших брендов относительно небольшими, в отличие от рисков выпасть из актуальной повестки. При этом интерес крупных компаний к VR не гарантирует успеха Метавселенной. В 2000-х годах десятки компаний пришли в виртуальное пространство Second Life, что не спасло проект от упадка.

Виртуальная презентация Samsung

  • Samsung презентовала новое поколение флагманских смартфонов Galaxy S22 не только в формате видеопрезентации, но и в виртуальном пространстве Decentraland, где у Samsung открыта цифровая копия их презентационной площадки 837X.
  • Презентация прошла относительно неудачно — на части серверов (в Decentraland аватары пользователей не находятся в одном мире, а распределяются по разным серверам с копиями одних и тех же пространств) двери зала не открылись вовремя, и большинство зрителей пропустили начало.
  • Фактически в Decentraland аватары могли только смотреть ту же самую видеопрезентацию на виртуальном экране. Помимо этого, участники до конца недели могут пройти небольшой квест и получить токены на виртуальные предметы одежды от Samsung.
https://www.youtube.com/watch?v=Is6SZQj0Q1A

Почему это интересно: презентация Samsung в Decentraland убедительно показывает, что без серьезных усилий многие мероприятия в Метавселенной могут быть хуже, чем в обычном интернете. Зачем смотреть трансляцию на виртуальном экране в плохо отрисованном кинозале, если можно просто смотреть видео на куда более качественном экране смартфона? Samsung могла бы разместить в виртуальном пространстве операторов, сделать виртуальные модели новых смартфонов, добавить интерактивности, но это потребовало бы дополнительных вложений. В текущем формате большинство участников были намного более заинтересованы в квесте, дающем «эксклюзивный носимый предмет», а не в самой презентации.

PUBG не боится браться за NFT

  • Компания Krafton, создатель Playerunknown's Battlegrounds (PUBG), одной из самых популярных онлайн-игр в мире, анонсировала «проект на базе Web 3.0 и NFT, направленный на строительство платформы для NFT-метавселенной».
Фото: Krafton
  • Суть проекта остается неясной, но известно, что партнером Krafton станет платформа Zepeto — виртуальное пространство и инструмент для создания 3D-аватаров.
  • За последнее время несколько игровых компаний анонсировали планы по внедрению NFT и тут же от них отказались под давлением игроков. Среди них разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 и известный по франшизе Worms издатель Team17.

Что это значит: геймеры в целом относятся к NFT негативно, и большинство NFT-инициатив от традиционных игровых компаний сворачиваются вскоре после анонса или поспешно задвигаются в тень. Анонс Krafton потенциально может быть менее проблемным, поскольку, судя по размытой формулировке, представляет из себя отдельный проект, а не внедрение NFT в уже популярную PUBG, что означает меньшее раздражение для существующей аудитории, которая сможет просто проигнорировать новый проект.

Наблюдение недели

Презентация Samsung, планы McDonald’s и провалившиеся, не начавшись, анонсы Team17 и других игровых компаний наводят на мысль о том, что даже бренды, готовые заниматься Метавселенной и NFT, относятся к этому максимально несерьезно. Общий подход сводится к тому, что игроки рынка готовы попробовать выпустить какие-нибудь токены или даже сделать рудиментарное виртуальное пространство, но с минимальными издержками, как ресурсными, так и репутационными. От проектов и задумок в сегменте отказываются очень легко. Другими словами, многие игроки готовы пробовать зарабатывать на Метавселенной, но значительно меньше готовы в нее вкладываться.

Копировать ссылкуСкопировано