КапиталДеталиЗрелища и хлеб

Рынок мобильного гейминга в РФ приготовился к стремительному взлету: во что играют россияне и сколько готовы тратить на онлайн-развлечения

В РФ доля пользователей, которые активно играют в мобильные игры, к 2027 году вырастет на 35% и составит 35 млн человек, прогнозируют в TelecomDaily.

По словам экспертов, отечественный рынок мобильного гейминга продолжает расти, несмотря на уход крупных зарубежных разработчиков, за счет увеличения числа выпускаемых в РФ игр.

В цифрах

В России доля пользователей, которые активно играют в мобильные игры, к 2027-му увеличится на 35% и составит 35 млн человек.

Контекст

Мобильным геймингом в основном увлекаются россияне от 12 до 40 лет — мужчины и женщины со средним доходом, проживающие в городах.

Что говорят

Участники рынка считают, что для развития индустрии в РФ необходима более серьезная господдержка, а в Минцифры отмечают, что разработчикам «уже доступны» различные льготы.

Досье 

По данным RuStore, самые популярные жанры мобильных игр в РФ — это экшены, головоломки и симуляторы. Россияне активно играют в Warface:GO, «‎Забытое Сокровище 2»‎ и «‎Симулятор Автобуса 3D»‎.

В цифрах

В России доля пользователей, которые активно играют в мобильные игры, к 2027 году вырастет на 35% и составит 35 млн человек. Об этом пишет РБК со ссылкой на прогноз агентства TelecomDaily. 

  • Согласно данным организации, на конец прошлого года численность активной аудитории мобильных игр среди россиян составляла 26 млн человек.
  • Аналитики TelecomDaily также ожидают, что к 2027 году жители будут тратить больше денег на этот вид развлечения. За пятилетний период средняя сумма расходов россиян на мобильные игры подскочит почти на 20% — с нынешних $59 в год до $67 (с 4,7 тыс. до 5,3 тыс. рублей в год).
  • В TelecomDaily прогнозируют, что к 2027 году общий объем отечественного рынка мобильных игр увеличится на 52% — до $1,88 млрд против $1,24 млрд в 2022-м. Однако темпы роста замедлятся: в 2022 году по отношению к 2021-му рынок увеличился на 25%, а в 2023-м по отношению к прошлому году этот показатель, как ожидается, составит только 18%.
  • Основным фактором роста рынка, несмотря на уход крупных иностранных разработчиков из России, агентство называет увеличение количества мобильных игр отечественного производства. Еще одна причина — сложная ситуация вокруг невиртуальных развлечений, в частности отсутствие голливудских премьер в кинотеатрах. 

Контекст

  • По данным Института развития интернета (ИРИ), мобильный гейминг — самый популярный вид виртуальных игр как у мировой, так и у российской аудитории. ​​Stasia прогнозирует, что глобальный рынок мобильных игр к 2027 году вырастет на 7,08% и составит $376,7 млрд.
  • В России, как показывают исследования ИРИ, мобильным геймингом больше всего увлекаются жители от 12 до 40 лет. Зачастую это мужчины и женщины со средним доходом, проживающие в городах.
  • Рост интереса к играм на смартфонах зафиксировали и в VK Play. По данным компании, в прошлом году доля мобильных геймеров выросла на 4% по сравнению с 2021-м. Согласно прогнозам VK Play, объем рынка может вернуться к допандемийным показателям уже к концу 2024 года и превысить 120 млрд рублей.

Что говорят

  • По мнению игроков рынка, в дальнейшем развитию индустрии мобильных игр в России может поспособствовать поддержка государства, особенно Минцифры. Директор Appfox Вячеслав Богаткин считает, что отрасль нуждается в системных мерах, в частности в обеспечении качественной мобильной связи и широкополосного интернета, предоставлении финансовой поддержки для местных разработчиков, уменьшении бюрократических сложностей и стимулировании инноваций. Также он заявил, что российские разработчики мобильных игр сталкиваются с проблемой их монетизации.

Разработчикам мобильных игр важно найти эффективные модели монетизации, которые будут приносить прибыль, не отталкивая пользователей. Это может быть вызовом, учитывая изменчивость предпочтений и поведения игроков. Учитывая санкции, монетизировать российские игры практически невозможно.

Вячеслав Богаткин
директор российской компании-разработчика мобильных игр и приложений Appfox
  • Алексей Гореславский из ИРИ заявил, что господдержка позволила бы иметь «все шансы для того, чтобы отечественные игры успешно конкурировали за внимание пользователей на российском рынке наряду с зарубежными, в том числе азиатскими, продуктами».
  • В пресс-службе Минцифры тем временем сообщили, что разработчикам «уже доступна целая линейка мер поддержки» — «как системных (налоговые льготы и преференции), так и точечных (отсрочка от армии для сотрудников, ИТ-ипотека, льготные кредиты, гранты)». 

Досье 

В апреле отечественный магазин Android-приложений RuStore представил список самых скачиваемых мобильных игр среди россиян. Среди наиболее популярных жанров оказались экшены, головоломки и симуляторы.

  • В топ-5 экшенов на площадке вошли Warface:GO, Last Day on Earth: Survival, Left to Survive, «‎Танки: Tank Force»‎, а также «‎Игра в кальмара 3D»‎ по мотивам популярного южнокорейского сериала. Больше всего любителей этого жанра проживают в Башкортостане, Новосибирске, Самаре и Челябинске.
  • В категории головоломок самыми популярными играми на смартфонах стали «‎Забытое Сокровище 2: Три в ряд»‎ и классический Tetris. Этот жанр больше всего пользуется популярностью у жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Свердловской области.
Фото: Anima Games
  • Среди лидеров в категории симуляторов — «‎Симулятор Автобуса 3D»‎ и World of Fishers. Такие игры наиболее активно скачивают в Нижегородской, Ростовской и Саратовской областях.
  • Согласно данным RuStore, самыми «‎играющими»‎ регионами РФ стали Иркутская область (10% скачиваний игр от общего количества загрузок приложений), Кемеровская область и Красноярский край (по 9%).
Копировать ссылкуСкопировано