КапиталДетали

«Против алкогольного фастфуда»: пивовары обвинили гигантов индустрии в ускоренном производстве напитков, которое вредит их качеству

Небольшие производители пива предложили ввести новую категорию «слабоалкогольный зерновой напиток» для пива, которое варят меньше шести с половиной дней.

Что происходит 

Союз пивоваров России пожаловался на крупных производителей пенного напитка, которые не соблюдают общепринятые нормы и варят пиво всего 3 дня, что позволяет им выпускать напитка в разы больше и снижать затраты. При этом пиво теряет в качестве. 

Но при этом

Сами представители брендов уверяют, что соблюдают все нормы сроков производства (от 6,5 до 18 дней), даже с учетом сокращения процесса дображивания. В крупной сети магазинов считают, что компании официально не признаются в том, что варят пиво за 3 дня, чтобы не потерять клиентов.

Как это работает

В последние годы производители во всем мире используют ускоренную технологию варки пива — добавляют порошкообразные дрожжи либо увеличивают температуру брожения. 

Контекст

Основную часть этого рынка в России представляют бренды транснациональных корпораций, например AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken. Небольшие крафтовые предприятия занимают всего 1–2% на рынке пива.

Что происходит 

Транснациональные пивоваренные компании производят напитки за 3 дня и используют при этом высокоактивные ферментные препараты и катализаторы. С таким заявлением выступил председатель совета Союза российских пивоваров (СРП) Даниил Бриман. Он утверждает, что узнал об этом на одном из совещаний с участием представителя пивоваренной компании AB InBev Efes, пишет «Коммерсант». 

По его словам, быстрый процесс производства пива удешевляет его и позволяет корпорациям производить напитки в разы больше, при этом пиво теряет в качестве.

Поэтому такой вид напитков просто необходимо маркировать соответствующим образом, отметил Бриман. 

Он попросил Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка закрепить новую категорию «слабоалкогольный зерновой напиток» и установить для нее более высокие акцизы. 

Но при этом

Представители брендов уверяют, что соблюдают все нормы сроков производства — в России это от 6,5 до 18 дней. 

  • В Ассоциации производителей пива, в которую входят AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken, заявили, что информация СРП не имеет «ничего общего с действительностью и вводит в заблуждение потребителей». По их данным, в России есть ряд пивных брендов, которые благодаря новым технологиям сокращают процесс дображивания, но весь процесс занимает не менее семи дней. 
  • На комбинате «Очаково» сообщили, что в зависимости от сорта пива процесс варки занимает от 18 до 35 дней. 
  • В Ассоциации производителей «Русбренд» отметили, что международные производители следят за качеством продукции под глобальными брендами. Кроме того, в компании отметили, что невозможно поддерживать хорошие продажи, если потребителей не устраивает вкус и качество. 

При этом, по словам представителей крупной сети пивных магазинов, компании официально никогда не признаются в использовании ускоренной технологии варки, так как это может отпугнуть потребителей. 

Как это работает 

Производство пива состоит из четырех основных этапов — затирание (когда зерно смешивается с водой, и его частицы отделяются от шелухи), кипячение (лишняя жидкость испаряется, добавляется хмель), брожение (в смесь сусла, состоящего из солода или другого зерна и хмеля, добавляются дрожжи, а сахар превращается в спирт и углекислый газ) и созревание (напиток приобретает окончательный вкус). 

В последние годы производители пива во всем мире начали использовать ускоренную технологию варки. Как правило, это происходит за счет сокращения периода брожения. 

  • Один из способов — когда пивоварни намеренно увеличивают температуру брожения, при этом дрожжи растворяются и начинают действовать быстрее. 
  • Еще один способ ускорить процесс — использовать порошкообразные дрожжи (те, которые не образуют хлопья).  

Однако ускоренная ферментация, как правило, сказывается на вкусе напитка, и пивоварням приходится тратить больше времени на процесс созревания. В конечном итоге общий процесс производства практически не сокращается, отмечают эксперты.

Контекст

Основную часть российского рынка пива представляют бренды транснациональных корпораций. Самые крупные производители пива в стране — AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken. Еще часть рынка занимают небольшие крафтовые предприятия — объем разлива авторских напитков оценивается в 1–2% от всего производства пива в России. 

  • В 2022 году крупнейшие российские пивные компании сократили выпуск напитка: AB InBev Efes — на 2%, «Балтика» — на 4,7%. Московская пивоваренная компания (бренды Bavaria, Faxe, Hollandia, Schlitz) также сократила производство на 9%.
  • При этом российская структура Heineken выпустила на 0,4% продукции больше, чем в прошлом году, а МПБК «Очаково» увеличила разлив на 59,2%. Общее производство пива в России тоже увеличилось — на 0,33%. 

В 2023 году российский пивной рынок ждет падение спроса и производства, прогнозируют эксперты. Это случится из-за ухода с рынка некоторых брендов. Так, бельгийская AB InBev планирует в 2023 году продать неконтрольную долю в AB InBev Efes турецкой Anadolu Efes, это может привести к приостановке лицензии на некоторые бренды в РФ, среди которых Bud и Leffe. 

При этом за счет снижения импорта доля региональных пивоваров, наоборот, будет увеличиваться, заявляют эксперты.

Фото обложки: Антон Новодережкин / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано