КапиталДетали

Инвестидея недели: стоит ли расстраиваться из-за делистинга Globaltrans

Компания Globaltrans умеет расстроить акционеров: сначала она отказалась платить дивиденды, потом заявила, что уходит с Мосбиржи и СПБ Биржи. Разбирались, что нужно об этом знать и что делать.

Почему Globaltrans проводит делистинг

Последние недели у владельцев бумаг Globaltrans появляется один повод расстроиться за другим. Начнем с того, что в конце августа одна из ведущих групп в сфере грузовых железнодорожных перевозок сообщила, что деньги у нее есть, но делиться ими с акционерами она в ближайшее время не планирует. 

В Globaltrans отменили дивидендную политику из-за технических сложностей, при этом опубликовав данные за первое полугодие. Выяснилось, что дела у компании идут хорошо: нет долгов, свободный денежный поток достигает 18,7 млрд рублей, а скорректированная выручка увеличилась на 8% в годовом выражении, до 46,7 млрд рублей. 

В середине сентября Globaltrans решила расстроить своих российских акционеров еще раз и сообщила, что проведет делистинг сразу с двух площадок — Мосбиржи и СПБ Биржи (плюс еще с Лондонской). Причина — «сохраняющиеся существенные регуляторные ограничения», то есть санкции, под которыми оказались российские площадки. Вместо них компания собирается выйти на казахстанскую площадку, Астанинскую биржу (это позволит Globaltrans сохранить международный листинг и снизить инфраструктурные риски для акционеров). 

Как поясняет Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, Globaltrans переехал с Кипра, где до этого была зарегистрирована компания, не в Россию, как это делали другие участники фондового рынка, а в Объединенные Арабские Эмираты (в Абу-Даби). «У Globaltrans было большое число иностранных инвесторов, выбор Абу-Даби как раз объясняется желанием сохранить их права — так же как и выбор Астанинской биржи. Несанкционная площадка должна позволить компании учесть интересы этих акционеров», — говорит эксперт. 

Что Globaltrans предлагает российским акционерам

У россиян компания собирается выкупить бумаги — речь идет о ГДР, глобальных депозитарных расписках (это вторичные ценные бумаги, которые дают право на активы, торгующиеся на иностранной бирже). Что касается цены, то компания пока заявляет, что 520 рублей за один актив — это 10% премии к цене, которая была зафиксирована к 12 сентября 2024 года (до объявления о делистинге). 

График цены ГДР Globaltrans  Инфографика "Московские новости"
Инфографика «Московские новости»

Сегодня одна бумага стоит около 480 рублей. Окончательное решение по цене выкупа будет принято 30 сентября. При этом российским акционерам предлагается только продать бумаги: обменять на новые бумаги на казахстанской бирже из-за санкций не получится. 

С одной стороны, компания и правда готова приобрести свои депозитарные расписки дороже, чем они стоят сейчас. С другой, Globaltrans сама же и уронила свои котировки: на фоне новостей о делистинге они на фоне общей коррекции российского рынка с уровня в 800 рублей в апреле упали почти в 2 раза к сентябрю. Это выгодно оператору, ведь снижает цену выкупа для него. 

Понятно, что ни отказ в дивидендах, ни уж тем более делистинг российских акционеров не порадовали. По словам Романовича, они обращались с жалобой в Банк России, однако, судя по всему, безуспешно. 

Нужно ли инвестору бояться делистинга 

В целом, по словам эксперта, делистинг — это один из рисков на фондовом рынке. Процедура сама по себе не сильно распространенная, но она периодически случается. Среди тех, кто на нее пошел, «Детский мир» и «Полиметалл» (из-за переезда и раздела бизнеса). С одной стороны, предугадать, что это произойдет, довольно сложно. С другой, некоторые признаки все-таки есть.

Например, такая ситуация может сложиться с компаниями, которые еще не редомицилировались в Россию или которые выбирают переезд не в РФ, а в другую страну. Это значит, что решение принимается в интересах иностранных инвесторов, а не российских. 

Что сейчас делать с бумагами Globaltrans 

Уход компании с российского рынка — большая потеря для него, убежден Романович. Ведь по мультипликаторам Globaltrans — очень хороший актив.

Это одна из самых, наверное, привлекательных компаний в стране: у нее отрицательный долг, много денег свободных, хорошая маржинальность. Кроме того, транспортный сектор практически не представлен на фондовом рынке, а у Globaltrans к тому же привлекательный и растущий бизнес. Компания — крупнейший оператор железнодорожных грузовых перевозок, которые сейчас хорошо активно развиваются.

Возвращаясь к вопросу, что инвестору делать сейчас, те, кто не успел купить бумаги Globaltrans, могут их приобрести, чтобы продать по 520 рублей и получить небольшую прибыль. Тем, кто уже держал их активы, остается дождаться выкупа. Как констатирует Романович, ничего с этими расписками сделать уже не получится, кроме как сдать по цене выкупа или продать сейчас и зафиксировать убыток. Особенно это касается тех, кто успел купить бумаги, когда они стоили в районе 800 рублей. 

Копировать ссылкуСкопировано