Почему Globaltrans проводит делистинг
Последние недели у владельцев бумаг Globaltrans появляется один повод расстроиться за другим. Начнем с того, что в конце августа одна из ведущих групп в сфере грузовых железнодорожных перевозок сообщила, что деньги у нее есть, но делиться ими с акционерами она в ближайшее время не планирует.
В Globaltrans отменили дивидендную политику из-за технических сложностей, при этом опубликовав данные за первое полугодие. Выяснилось, что дела у компании идут хорошо: нет долгов, свободный денежный поток достигает 18,7 млрд рублей, а скорректированная выручка увеличилась на 8% в годовом выражении, до 46,7 млрд рублей.
В середине сентября Globaltrans решила расстроить своих российских акционеров еще раз и сообщила, что проведет делистинг сразу с двух площадок — Мосбиржи и СПБ Биржи (плюс еще с Лондонской). Причина — «сохраняющиеся существенные регуляторные ограничения», то есть санкции, под которыми оказались российские площадки. Вместо них компания собирается выйти на казахстанскую площадку, Астанинскую биржу (это позволит Globaltrans сохранить международный листинг и снизить инфраструктурные риски для акционеров).
Как поясняет Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, Globaltrans переехал с Кипра, где до этого была зарегистрирована компания, не в Россию, как это делали другие участники фондового рынка, а в Объединенные Арабские Эмираты (в Абу-Даби). «У Globaltrans было большое число иностранных инвесторов, выбор Абу-Даби как раз объясняется желанием сохранить их права — так же как и выбор Астанинской биржи. Несанкционная площадка должна позволить компании учесть интересы этих акционеров», — говорит эксперт.
Что Globaltrans предлагает российским акционерам
У россиян компания собирается выкупить бумаги — речь идет о ГДР, глобальных депозитарных расписках (это вторичные ценные бумаги, которые дают право на активы, торгующиеся на иностранной бирже). Что касается цены, то компания пока заявляет, что 520 рублей за один актив — это 10% премии к цене, которая была зафиксирована к 12 сентября 2024 года (до объявления о делистинге).
Сегодня одна бумага стоит около 480 рублей. Окончательное решение по цене выкупа будет принято 30 сентября. При этом российским акционерам предлагается только продать бумаги: обменять на новые бумаги на казахстанской бирже из-за санкций не получится.
С одной стороны, компания и правда готова приобрести свои депозитарные расписки дороже, чем они стоят сейчас. С другой, Globaltrans сама же и уронила свои котировки: на фоне новостей о делистинге они на фоне общей коррекции российского рынка с уровня в 800 рублей в апреле упали почти в 2 раза к сентябрю. Это выгодно оператору, ведь снижает цену выкупа для него.
Понятно, что ни отказ в дивидендах, ни уж тем более делистинг российских акционеров не порадовали. По словам Романовича, они обращались с жалобой в Банк России, однако, судя по всему, безуспешно.
Нужно ли инвестору бояться делистинга
В целом, по словам эксперта, делистинг — это один из рисков на фондовом рынке. Процедура сама по себе не сильно распространенная, но она периодически случается. Среди тех, кто на нее пошел, «Детский мир» и «Полиметалл» (из-за переезда и раздела бизнеса). С одной стороны, предугадать, что это произойдет, довольно сложно. С другой, некоторые признаки все-таки есть.
Например, такая ситуация может сложиться с компаниями, которые еще не редомицилировались в Россию или которые выбирают переезд не в РФ, а в другую страну. Это значит, что решение принимается в интересах иностранных инвесторов, а не российских.
Что сейчас делать с бумагами Globaltrans
Уход компании с российского рынка — большая потеря для него, убежден Романович. Ведь по мультипликаторам Globaltrans — очень хороший актив.
Это одна из самых, наверное, привлекательных компаний в стране: у нее отрицательный долг, много денег свободных, хорошая маржинальность. Кроме того, транспортный сектор практически не представлен на фондовом рынке, а у Globaltrans к тому же привлекательный и растущий бизнес. Компания — крупнейший оператор железнодорожных грузовых перевозок, которые сейчас хорошо активно развиваются.
Возвращаясь к вопросу, что инвестору делать сейчас, те, кто не успел купить бумаги Globaltrans, могут их приобрести, чтобы продать по 520 рублей и получить небольшую прибыль. Тем, кто уже держал их активы, остается дождаться выкупа. Как констатирует Романович, ничего с этими расписками сделать уже не получится, кроме как сдать по цене выкупа или продать сейчас и зафиксировать убыток. Особенно это касается тех, кто успел купить бумаги, когда они стоили в районе 800 рублей.