Раз в неделю китаец Сунь Кай созванивается со своей мамой по видеосвязи. Он рассказывает о работе, здоровье и проблемах, которые даже не обсуждает со своей женой. Его мать иногда отпускает комментарии, например говорит ему, чтобы он был осторожен и берег себя. Но в основном она просто слушает — хотя бы потому, что ее больше нет в живых. Женщина сильно болела и умерла еще в 2019 году, а ее сын воссоздал цифровую копию и общается с ней уже несколько лет.
Воскресить маму мужчине помог китайский стартап Silicon Intelligence, основанный в 2017 году. Сунь предоставил им фото и несколько аудиоклипов из их разговоров в WeChat. Сотрудники потратили 4 месяца на изучение данных и создание цифровой версии. Теперь он может видеть маму и говорить с ней через приложение в телефоне.
«Воскрешение» стало самым известным применением генеративного искусственного интеллекта в стране и, более того, превратилось в «золотую» лихорадку», поскольку предприниматели стремятся изобретать новые приложения, ориентированные на потребителей, в дополнение к крупным языковым моделям (LLM), таким как ChatGPT.
В то время как LLM могут генерировать текстовые сообщения, стартапы дают возможность клонировать внешность и голоса умерших. Обычные люди на маркетплейсах берут несколько сотен долларов за создание чат-ботов, которые имеют те же внешности и голоса, что и покойные близкие клиентов. А раньше создать цифровую версию себя стоило порядка $2–3 тыс.
Пользователи и стартапы по всему миру используют ChatGPT, чтобы имитировать своих умерших членов семьи. Так, на Тайване технологический стартап MemoArk недавно запустил приложение, которое может создавать ИИ-аватары умерших домашних животных. Американский стартап HereAfter AI предлагает сохранить цифровые версии после смерти, если пользователи загружают записи своих воспоминаний.
Уже не техно-стартап, а похоронная компания Fushouyuan работает над функцией, где умерший может появиться на своих собственных поминальных службах в качестве ИИ-аватара.
Артур Ву, менеджер по продуктам в Пекине, запустил бизнес, который использует программное обеспечение Baidu, похожее на ChatGPT, Ernie и ElevenLabs, для создания реалистичных чат-ботов. Текстовые боты бесплатны, и пользователи платят стартовую цену в размере 52,1 юаня (около $7) в месяц за голосовые. У ботов могут появиться и анимированные аватары, если пользователи предоставят видеозаписи и фото.
Этим сервисом пользуются более 2 тыс. человек, 100 из них оплатили полный пакет. Когда Ву спрашивает про цели, родственники говорят о том, что хотят поберечь либо маленьких детей, либо пожилых членов семьи от утраты. Уже были факапы — одной клиентке чат-бот сказал «Я буду ждать тебя на небесах», что является неприемлемым, поскольку может быть истолковано как поощрение суицидальных идей. Такие истории на личном контроле сотрудников стартапа.
В Китае даже стало модным заранее готовить своих собственных цифровых аватаров — обучают чат-ботов на базе GPT, загружая тексты о своих ежедневных маршрутах, мыслях и разговорах с другими. Иногда используется программное обеспечение для клонирования голоса, чтобы заставить бота заговорить.
Почему Китай? История с почитанием умерших заложена в традициях и обычаях страны. В китайских домах обычно выставляют портрет умершего родственника в течение нескольких лет после его кончины. Чжан Цзэвэй, основатель шанхайской компании Super Brain, говорит, что он и его команда хотели обновить эту традицию с помощью «фоторамки с искусственным интеллектом». Они создают аватары умерших близких, которые загружены на планшет Android, который выглядит как фоторамка. Клиенты могут выбрать изображение, которое говорит словами, взятыми из автономной базы данных или из LLM. Чжан говорит, что их компания сделала цифровые «реплики» для более чем 1 тыс. клиентов с марта 2023 года и взимает плату от $700 до $1400 в зависимости от приобретенной услуги. Компания планирует в ближайшее время выпустить продукт для приложений, чтобы пользователи могли получить доступ к аватарам на своих телефонах, и еще больше снизить стоимость, примерно до $140.
На данный момент эта идея все еще заставляет многих людей чувствовать себя некомфортно. Но, как говорит соучредитель Silicon Intelligence, генеральный директор Сима Уапэн, «даже если только 1% китайцев готов оживлять умерших, это все равно огромный рынок».
Пока все то, что когда-то было почвой для спиритических сеансов, модернизировалось благодаря ИИ. Чат-боты могут сканировать профили и тексты умерших в социальных сетях, а затем имитировать их манеру говорить. На кинофестивале «Сандэнс» представили документальный фильм Eternal You («Вечный ты») о стартапе, который использует искусственный интеллект для создания аватаров умерших людей, с помощью которых родственники могут общаться со своими близкими. В фильме поднимаются вопросы человеческого стремления к бессмертию и этичности данного формата, который набирает популярность в мире.
Легко насмехаться или быть циничным в отношении этой концепции, особенно когда те, кто стоят за технологиями, называют себя создателями. Однако Eternal You также показывает, какой огромный разрыв существует между тем, как западные цивилизации справляются с горем, оставляя дыру, которую просто необходимо заполнить. И эта потребность может предвещать зловещие перспективы для будущего загробной жизни.
Пока для нас все звучит как предостережение — нужно остерегаться тех, кто продает «полный пакет цифрового бессмертия». Ибо то, что представляется как воскресшие мертвые, не до конца понятно даже тем, кто их создал. Может ли этот виртуальный любимый человек расти в своем понимании и идеях так же, как это происходит в жизни? Может ли сложность внутреннего мира быть понята и воссоздана машиной? Может ли такое взаимодействие помочь кому-то справиться с горем? Или пользователи должны скорбеть вдали от сообщества, в эхо-камере с цифровым призраком? Вопросы остаются открытыми.