Разработчики американской компании bluShift Aerospace успешно запустили с площадки на бывшей базе ВВС в штате Мэн первую ракету-носитель на биотопливе. Видеотрансляцию события вели на Youtube-канале проекта.
- Шестиметровая ракета Stardust 1.0 весом 250 кг поднялась на высоту около 1,2 км и приземлилась на парашюте там, где и было запланировано.
- Полет продолжался около 10 секунд.
- Гибридный двигатель ракеты работает на закиси азота и твердом биотопливе, разработанном и запатентованным стартапом. Подробности производства топлива держат в тайне. Известно, что оно нетоксичное и удобное для транспортировки, а также его можно «производить на фермах в Америке».
- На борту Stardust находилось три имитатора груза размером по 10×10×10 см.
- Главной целью запуска было испытание технологии, которую bluShift Aerospace планирует применять в дальнейшем для суборбитальных и орбитальных полетов.
Другие детали проекта
К запуску Stardust 1.0 на малой высоте готовились около 6 лет. За это время разработчики провели более 200 испытаний двигателей, силовых установок и систем управления летательным аппаратом.
Первый запуск ракеты-носителя был намечен на 14 января, однако из-за погодных условий его перенесли. В следующий раз ракета также не смогла взлететь — сначала из-за проблем с давлением, затем из-за неполадок сети во время обратного отсчета.
На исследования компания потратила около $800 тыс. Часть денег поступила от NASA.
- Успешный запуск может обеспечить bluShift Aerospace необходимое для дальнейших разработок финансирование в размере $650 000. На эти средства компания планирует построить Stardust 2.0, ракета-носитель должна будет взлететь в 2021 году и сможет достигнуть границ космоса.
- Вторым шагом станет создание более мощной суборбитальной ракеты-носителя Stardust Rogue и Red Dwarf, которая сможет отправить на орбиту до 30 кг груза.
- bluShift Aerospace намерена оснащать свои аппараты гибридным двигателем того же типа, который был испытан на Stardust 1.0.
Зачем нужен Stardust
Как заявил основатель bluShift Aerospace Саши Дери, сейчас в мире существуют только «грузовые поезда», отправляющие в космос тысячи килограммов грузов, но нет службы космических запусков, позволяющей транспортировать небольшие полезные грузы.
По его словам, компания может стать «Uber-сервисом в космосе», при котором ракета будет быстро, эффективно и без ущерба для экологии транспортировать небольшие наноспутники в космос.
О компании bluShift Aerospace
Компания bluShift Aerospace основана в 2014 году. В ней трудится команда из восьми человек. Стартап специализируется на создании аппаратов, способных недорого и оперативно доставлять маленькие спутники на орбиту.
В планах bluShift Aerospace — произвести и запустить еще ряд спутников, среди которых:
- более крупные суборбитальные ракеты Stardust 2.0 и Starless Rogue, запуск запланирован на конец 2021 года;
- орбитальная ракета Red Dwarf («Красный карлик»), прототип которой планируется вывести на орбиту к 2024 году.
Кто еще переходит на биотопливо
BluShift Aerospace далеко не первая компания в мире, внимание инженеров которой сосредоточено на разработке биотоплива для двигателей летательных аппаратов. Ведущие компании в авиационной промышленности, производители техники и некоторые космические агентства в ближайшие годы планируют переходить на использование горючего из растительного или животного сырья, органических отходов и продуктов жизнедеятельности организмов.
- В июне 2019 года ракета Falcon Heavy доставила в космос экспериментальный аппарат Green Propellant Infusion Mission (GPIM) на «зеленом» топливе. Турбины GPIM тестировали в режиме, имитирующем снижение летательного аппарата. Испытания прошли успешно. В будущем NASA планирует заменить более экологичным топливом используемый сейчас гидрозин.
- В январе 2021 года американская корпорация Boeing объявила, что к 2030 году начнет поставлять коммерческие самолеты, способные летать на биотопливе. Ранее, в 2018 году, один из самолетов компании – грузовое судно 777 Freighter – уже успешно выполнил полет полностью на биотопливе.
- В Airbus также работают над созданием новых самолетов, которые позволят сократить выбросы углерода. В рамках проекта ZEROe компания представила три прототипа моделей с нулевым уровнем выбросов углекислого газа. По замыслу, они будут работать на водороде. Их коммерческое производство должно начаться в 2035 году.