Никогда такого не было, и вот опять. Компания Ubisoft анонсировала долгожданное путешествие франшизы Assassin’s Creed в феодальную Японию. Серия, посвященная приключениям ловких убийц в разнообразных исторических сеттингах, и страна, подарившая глобальной поп-культуре ниндзя и самураев, кажется, созданы друг для друга. Поклонники франшизы ждали японского эпизода Assassin’s Creed так долго, что разработчики студии Sucker Punch успели сказать «ладно, тогда мы сами» и выпустить «Призрака Цусимы», который по всем параметрам и был AC в Японии. Через 4 года после релиза «Призрака» Ubisoft наконец-то показала первый трейлер Assassin’s Creed Shadows, действие которой будет происходить в Японии ближе к концу периода Сэнгоку. Так почему у ролика на момент написания этой заметки 258 тыс. дизлайков против 204 тыс. лайков?
Что известно об Assassin’s Creed Shadows
Кинематографический — то есть без геймплея — трейлер Shadows показал, что в игре будет два протагониста: девушка-ниндзя (или куноити) Наоэ и чернокожий самурай Ясукэ, реально существовавший исторический персонаж. Задумка в том, что ловкая и скрытная Наоэ будет отвечать за стелс и паркур, в том числе с помощью «кошки», а Ясукэ — за открытую рукопашку. Разработчики обещают, что большинство миссий можно будет пройти за любого из двух персонажей и в любом стиле. Сама по себе идея с двумя протагонистами не новая: такое уже было в Assassin’s Creed Syndicate в 2015 году.
Кто недоволен Assassin’s Creed Shadows
Некоторые ресурсы приписывают недовольство включением Ясукэ «японским фанатам», но проверить этот факт довольно трудно. Большинство недовольных пишут по-английски, а некоторые японоязычные комментарии уличили в машинной природе. Ну и вообще, в интернете никто не знает, что ты собака.
Основные драйверы негатива — все те же участники «культурных войн», которых мы недавно наблюдали в ходе дискуссии вокруг Stellar Blade. Это часть активной западной онлайн-тусовки, воюющей против внедрений пресловутой «повесточки» в поп-культуру.
Я допускаю, что часть недовольства — это действительно разочарованные японские фанаты, тем более что не слишком большая, но заметная фанатская база у франшизы Assassin’s Creed в Японии действительно есть. Но здесь есть несколько оговорок: Ясукэ не первый раз появляется в играх про Японию и, главное, в сделанных в Японии играх. В частности, он был играбельным персонажем в Samurai Warriors 5 и NPC в Nioh — обе выпущены японским издателем Koei Tecmo без заметных скандалов.
Другой момент: японская аудитория в массе своей достаточно терпимо относится к добавлению условно «западных» персонажей в свои сеттинги. Достаточно вспомнить голливудскую адаптацию «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханнсон в главной роли. Пока англоязычный Twitter брызгал слюной по поводу «обеления» классического аниме, японцы приветствовали кастинг популярной западной актрисы. Западные твиттеряне о чистоте японской культуры пекутся куда больше.
Хотя серия Assassin’s Creed славится включением в сюжеты исторических персонажей вроде Макиавелли, Сократа, Маркса и кого угодно еще, протагонисты серии всегда были вымышленными, так что это довольно резкое отхождение от формата.
Что интересно, как минимум два протагониста франшизы были чернокожими: освобожденный раб Адевале в пиратской Assassin’s Creed: Freedom Cry и дочь французского купца и рабыни Эвелина в Assassin’s Creed: Liberation. Почему на их появление не было такой реакции?
Можно выбрать ответ по вкусу. Кто-то скажет, что действие тех игр происходило в Карибском бассейне в XVIII веке и присутствие героев, связанных с институтом рабства, более чем оправданно. Кто-то скажет, что и Адевале, и Эвелина — протагонисты побочных историй и спин-оффов, а не больших релизов, так что просто меньше привлекли к себе внимания. А я скажу, что оба были представлены публике больше 10 лет назад, и интернет тогда был несколько более уютным местом.
Существовали ли черные самураи
Но есть и светлая сторона: геймеры снова спорят об истории. Ясукэ точно существовал, в этом историки согласны. В промежутке между 1579 и 1582 годами чернокожий воин, прибывший вместе с миссионерами-иезуитами, входил в окружение легендарного политического деятели Оды Нобунаги. Цвет кожи и могучее телосложение Ясукэ производили колоссальное впечатление на японцев. Больше о нем почти ничего неизвестно: ни откуда он прибыл, кроме как «наверное, из Африки», ни был ли он привезен в Японию как раб, ни даже его настоящее имя — «Ясукэ» его прозвал сам Нобунага. Соответственно, неизвестно доподлинно, был ли Ясукэ, находясь при дворе Нобунаги, именно самураем, или имел другой статус — скажем, оруженосца.
После релиза трейлера Assassin’s Creed Shadows в англоязычной «Википедии» по этому поводу разразилась полноценная война правок, которая закончилась временной блокировкой любых изменений на странице, посвященной Ясукэ. До этого техническая корректность применения термина «самурай» к Ясукэ мало кого беспокоила — для большинства людей это синоним японского воина, а воином Ясукэ однозначно был.
И кстати: если статус Ясукэ как минимум спорен, то про женщин-ниндзя доподлинно известно, что их не существовало. Но обольстительные и смертоносные куноити никого в интернете не триггерят, поди разберись.
Странные дизлайки на YouTube
Скандал, или «скандал», вокруг нового Assassin’s Creed — отличный повод поговорить о дизлайках на YouTube. В 2021 году компания официально скрыла их счетчик со страниц видео. Нажать на кнопку дизлайка можно, увидеть, сколько у тебя единомышленников, — нет. Google объяснила это «поддержкой малых каналов» или какой-то похожей ерундой, но ежу понятно, что решение было принято под давлением крупных рекламодателей, которым не всегда нравилось наблюдать глас народ в действии.
Сегодня мы берем цифры о дизлайках из данных независимого браузерного плагина Return YouTube Dislike. Как он считает дизлайки? Если коротко, плохо. У плагина нет никакого секретного доступа к внутренностям YouTube, этот API был закрыт в 2021 году. Вместо этого Return YouTube Dislike фиксирует, сколько дизлайков и лайков поставили пользователи плагина, и экстраполирует это соотношение на общее число просмотров. Есть различные свидетельства, что такая методика приводит к завышению числа дизлайков в несколько раз. Как вариант потому, что люди, достаточно заинтересованные в этой теме, чтобы целенаправленно поставить такой плагин, чаще в целом ставят дизлайки. Впрочем, даже в этом случае прием трейлера AC Shadows нельзя назвать теплым.
Когда выйдет Assassin’s Creed Shadows
Безотносительно скандалов, Assassin’s Creed — настоящая машина для печатания денег для Ubisoft. Это притом что на игры франшизы уже много лет жалуются по самым разным поводам, от плоских персонажей до скучных миссий, слабого стелса и кривой боевки. И тем не менее в тщательно проработанных псевдоисторических сеттингах, которые рисует Ubisoft, есть что-то непреодолимо привлекательное для огромного числа геймеров.
Сможет ли их отпугнуть чернокожий самурай — узнаем 15 ноября, когда Assassin’s Creed Shadows выйдет на ПК, PlayStation 5 и Xbox Series X/S. Акции компании сегодня уже ощутимо просели, но, справедливости ради, одного Ясукэ для этого было бы мало. Свою роль сыграли более низкие, чем ждали аналитики, проекции по выручке и free-to-play шутера Tom Clancy’s The Division Heartland, который был в разработке 3 года.
Фото обложки: Ubisoft