Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
Электромобили «Атом» будут производить на заводе «Москвич»
Разработчик «Атома» —
Факты
- Электромобили «Атом» будут производиться на автомобильном заводе «Москвич» и представлять собой пятидверный пятиместный хэтчбек B-класса. Он сможет разгоняться до 100 км/ч за 7 секунд (максимальная скорость — 170 км/час). Его длина будет 4 метра, ширина — 1,8 метров, а высота — 1,6 метра (но параметры еще могут измениться). «Атом» будет оснащен климат-контролем, подогревом сидений, комплектом подушек безопасности, электропакетом.
- Внешний вид прототипа разработан итальянским дизайнерским бюро Torino Design.
- Над проектом «Атом» работают около 500 человек. Разработкой «Атома» руководит
Харальд Грюбель . Руководителем российско-китайской команды разработки высоковольтной системы электромобиля являетсяЛарри Ванг .
Перспективы
- Серийное производство и продажи электромобилей «Атом» планируется запустить во второй половине 2025 года.
- До конца 2023-го будет протестирована батарея на основе литий-ионных ячеек, которая создана совместно с «Рэнера», а также подвеска, рулевая система и шасси. Производство батарей будет налажено в 2025 году на фабрике «Рэнера» в Калининградской области.
- Ежегодно будет производиться около 200 тыс. электромобилей. В частности, они будут поставляться в службы каршеринга, такси и компании по доставке товаров.
- Стоимость модели пока неизвестна, однако она позиционируется как модель для среднего сегмента с акцентом на городскую езду (в среднем 3–4 млн рублей).
Риски
- Предзаказ на электроавтомобили «Атом» уже есть, однако до сих пор не было их тест-драйва. «Атом» является новичком на рынке, которому еще предстоит завоевать доверие потенциальных покупателей.
- Спрос на электромобили в России пока не сформировался. Помимо недоверия к этому виду транспорта, проблемы связаны с нехваткой зарядных станций на большей части территории страны. В этих условиях многое зависит от договоренностей со службами такси и каршеринга, как потенциальными покупателями электромобилей.
- На рынке легковых электромобилей формируется высокая конкуренция. Лидерские позиции стремится захватить бренд Evolute, подготовленный к выпуску на заводе «Моторинвест» в Липецкой области на китайской платформе. Мощность этого предприятия свыше 100 тыс. единиц в год. В Санкт-Петербурге с 2024 года предполагается выпуск электромобилей e-Neva. Непосредственно на заводе «Москвич» намечается своя конкуренция между проектами «Атом» и «Москвич 3е».
Великолукский агропромышленный холдинг вложит 30 млрд рублей в создание нового мясокомбината в Псковской области
Запуск нового предприятия позволит компании вдвое увеличить мощности по выпуску полуфабрикатов и готовой продукции из свинины.
Факты
- «Великолукский агропромышленный холдинг» (ХК «ВАПК») — крупнейшая агропромышленная компания в Северо-Западном федеральном округе. Ведущим предприятием холдинга является «Великолукский мясокомбинат».
- Также в состав холдинга входят свиноводческий комплекс, комбикормовый завод и элеваторная группа, сельскохозяйственные угодья, торговая сеть. Ключевые предприятия расположены в Псковской области и являются системообразующими для региона.
- В августе 2023 года стало известно, что Минэкономразвития России, правительство Псковской области и компания «ВСГЦ» (входит в «Великолукский агропромышленный холдинг») заключили
соглашение о защите и поощрении капиталовложений . - Компания планирует запустить в Псковской области новый комбинат по переработке свинины.
Перспективы
- Инвестиции в новый мясоперерабатывающий комбинат составят около 30 млрд рублей.
- Предприятие планируют запустить в первом квартале 2024 года, а вывести на проектную мощность — в 2028 году.
- Планируемые мощности предприятия составят 284 тыс. тонн в год. На комбинате будут выпускать мясные полуфабрикаты (фарши, стейки и прочее), а также готовую продукцию (окорок, карбонад и другое). Планируется, что продукция будет поступать не только на российский рынок, но и направляться на экспорт — на Кубу, во Вьетнам и Гонконг.
- Согласно данным рейтинга «Национального союза свиноводов», крупнейшими промышленными производителями свинины в России в 2022 году стали «Мираторг» (доля на рынке — 12,6%), «Сибагро» (7,4%), «Русагро» (6,4%) и «Агроэко» (6,1%). «Великолукский мясокомбинат» в 2022 году оказался на пятом месте в России, заняв 5,7% рынка и произведя 299,2 тыс. тонн свинины.
- Всего в России в 2022 году произвели 5275 тыс. тонн свинины на убой (для сравнения — в 2021 году этот показатель составил 4948 тыс. тонн). В целом рост производства свинины в России наблюдается ежегодно. При этом происходит изменение структуры рынка — сокращается выпуск свинины в крестьянско-фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах, а основной объем переходит на промышленное производство. Небольшая часть мяса импортируется — в 2022 году импорт составил 17,98 тыс. тонн.
- Одновременно с производством растет и потребление свинины в России: в 2022 году оно составило рекордные 29,8 кг на человека в год (рост на 5,9%). Свинина уступает только курятине (35 кг на человека в год, рост на 2%). В то же время потребление говядины и баранины в России снижается.
Риски
- Запуск нового производства может быть востребован на фоне нехватки объемов продукции для полного удовлетворения спроса. Однако производители отмечают в числе проблем отрасли рост себестоимости производства и нехватку кадров.
- В связи с ростом цен на мясо и общим состоянием экономики наблюдается смещение потребительского спроса с полуфабрикатов в сторону более доступной сырьевой продукции. Это в перспективе может негативно повлиять на спрос на готовую и более дорогую продукцию нового предприятия и сроки окупаемости проекта.
- Экспорт свинины в 2022 году снизился на 10%, составив 173 тыс. тонн. Это связано как с удорожанием логистики, так и с ветеринарно-санитарными требованиями: например, Китай полностью закрыл импорт свинины из стран, в которых был зафиксирован вирус африканской чумы свиней (АЧС). В России, по данным Россельхознадзора, за 2023 год было зарегистрировано 58 вспышек АЧС.
- Данный проект не является новым, его реализация была существенно
отложена .
В Барнауле появится новый аэровокзал
Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на строительство аэровокзального комплекса в аэропорту Барнаул в Алтайском крае.
Факты
- Международный аэропорт Барнаула назван в честь второго советского космонавта — Германа Степановича Титова, уроженца Алтайского края. Он начал развиваться с 1937 года, в 1967 году было сдано в эксплуатацию новое здание аэропорта, а в 1995-м он получил статус
международного . - В 2022 году барнаульский аэропорт обслужил 627,6 тыс. пассажиров (на 20,5% больше, чем в 2021-м).
- На данный момент из аэропорта Барнаула осуществляются рейсы в
Москву ,Сочи ,Санкт-Петербург , Казань, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, в курортный город Белокуриха в Алтайском крае идругие .
- В настоящее время в структуру аэропорта Барнаула входят взлетно-посадочная полоса, аэровокзал, гостиница, комплекс зданий и сооружений технического назначения.
- В октябре 2022 года было подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта по реконструкции аэропорта Барнаула между генеральным директором ООО «Новапорт Холдинг» Сергеем Рудаковым и губернатором Алтайского края Виктором Томенко. Застройщиком является АО «Авиационное предприятие «Алтай». Проектировщик будущего здания аэропорта — московское ООО «Спектрум холдинг».
- Начальная стоимость контракта на строительство нового аэровокзала Барнаула составляла 4,5 млрд рублей, однако позднее стоимость была увеличена до 6,5 млрд рублей.
Перспективы
- Начало строительства нового терминала запланировано на осень 2023 года, все работы планируется закончить до июля 2025-го. Новый терминал будет предназначен для внутренних рейсов, прежнее здание будет переориентировано на международные рейсы.
- Действующий аэровокзал занимает 4 тыс. кв. метров, а новое здание проектируется под 8,5 тыс. кв. метров. Его высота составит 22,7 метра (три этажа и один подземный уровень).
- Новый терминал сможет обслуживать ежегодно более 834 тыс. пассажиров, а его пропускная возможность составит 600 пассажиров в час.
- В ноябре 2023 года планируется открытие рейса в Таиланд. Это будет единственное международное направление, которое появится в Барнауле после пандемии. Однако этот рейс будет выполняться из старого здания аэропорта.
- Помимо терминала сейчас идет строительство новой взлетно-посадочной полосы аэропорта, в 2021 году на эти цели было выделено 10 млрд рублей.
Риски
- У населения существует запрос на авиарейсы, которых нет в планах: например, в соседнюю с Алтайским краем Кемеровскую область. Местные жители жалуются, что из Барнаула в Кемерово невозможно доехать без пересадок даже на поезде.
- Учитывая, что уже было зафиксировано повышение стоимости проекта на 2 млрд рублей, есть риск продолжения ее роста. Помимо этого, стоимость строительства взлетно-посадочной полосы также выросла в 1,4 раза — теперь она требует около 14 млрд рублей.
- Неопределенной выглядит перспектива старого здания: оно должно быть переориентировано на международные рейсы, которых пока нет. Планы по открытию одного единственного рейса эту проблему также не решают.