Мир в огнеДетали

Автоконцерны продолжают страдать от нехватки микрочипов. Audi остановил производство на своем главном заводе, а Toyota сократит выпуск машин на 40%

Дефицит микросхем также затронул Ford, BMW, Nissan и АвтоВАЗ.

За год потерянная выручка автопроизводителей составила не меньше $110 млрд.

Что происходит

Из-за нехватки чипов автопроизводитель Audi полностью остановил производство на своем главном предприятии в Германии, а Toyota сообщила, что выпустит на 40% меньше автомобилей, чем планировала.

Тенденция

Ford, BMW, Nissan, Jaguar Land Rover и АвтоВАЗ также вынуждены приостанавливать или сокращать выпуск автомобилей из-за дефицита чипов.

Почему это происходит

Разработчики микросхем перестали отдавать предпочтение рынку автомобилестроения.

За чем следить

Дефицит чипов может продолжаться еще несколько лет, несмотря на многомиллиардные инвестиции в новые заводы.

Что происходит

  • Автопроизводитель Audi полностью остановил производство на своем главном предприятии в Германии: 9 тыс. работников перевели на неполный рабочий день. Это может усилить отставание компании в поставках автомобилей — в первом полугодии 2021 года Audi уже сорвала выпуск 50 тыс. машин из-за нехватки чипов.
  • Компания Toyota сообщила, что в сентябре выпустит на 40% меньше автомобилей, чем планировала, также из-за нехватки чипов. В сентябре с конвейера Toyota выйдет всего 500 тыс. автомобилей вместо запланированных 900 тыс. — сокращение производства затронет все 15 японских предприятий. Это также повлияет на выпуск моделей RAV4, Corolla, Prius, Camry и Lexus RX. 
  • После заявления компании акции Toyota упали на 4,7%. Ключевой индекс Токийской фондовой биржи Nikkei на этом фоне опустился до рекордно низкого уровня за этот год.

Тенденция

Все больше мировых автопроизводителей вынуждены приостанавливать или сокращать выпуск автомобилей в связи с глобальным дефицитом чипов.

Jaguar Land Rover. Из-за нехватки микросхем компания приостановила работу двух британских заводов Castle Bromwich и Halewood и сократила объемы продаж на 50%. На данный момент компания Tata Motors, которая владеет автопроизводителем, потеряла $598 млн — в два раза больше, чем предполагали аналитики.

Nissan. По той же причине в 2021 году эта компания сократила производство автомобилей на 500 тыс. единиц и остановила работу завода в США.

Ford. Автопроизводитель объявил о временной остановке производства самого продаваемого пикапа F-150 и закрытии сборочного завода в Канзас-Сити (США).

BMW. Компания сообщила, что выпустит на 70–90 тыс. автомобилей меньше по сравнению с планом на 2021 год. Также BMW приостановила работу нескольких заводов в Великобритании и Германии.

АвтоВАЗ. В связи с нехваткой чипов российская компания приняла решение приостановить производство нескольких моделей Lada и Renault. За последние месяцы автопроизводитель несколько раз сокращал производство машин.

Дефицит чипов, активно использующихся в производстве современных машин, нанес мощный ущерб автомобильной промышленности.  

  • Потери автопроизводителей составили по меньшей мере $110 млрд.
  • Представитель аналитического центра Centre Automotive Research считает, что мировое производство автомобилей в 2021-м сократится на 5,2 млн единиц по сравнению с предыдущим годом.

Почему это происходит

Дефицит чипов возник из-за совокупности факторов, включая торговую войну между США и Китаем и пандемию коронавируса.

  • Одна из главных причин — рост спроса на электронику из-за карантина. Людям понадобились новые ноутбуки, приставки, телефоны с 5G и бытовая техника. Начали стремительно развиваться онлайн- и облачные сервисы, которые также закупают микросхемы для оборудования.
  • Другой фактор — торговая война США и Китая. В 2020 году Соединенные Штаты запретили TSMC поставлять чипы для китайской компании Huawei, в связи с чем производители из Китая и других стран вдвое увеличили свои заказы и начали складировать чипы.
  • На объемы производства в том числе повлиял и климат — из-за рекордной засухи тайваньские фабрики остались практически без воды, которая необходима при производстве чипов.

Дефицит чипов острее затронул автомобильные концерны, поскольку производители микросхем изменили приоритеты по выпуску своей продукции и ограничили поставки.

  • В 2020 году многие автопроизводители начали приостанавливать свои производства, в частности, сокращать заказы на чипы. Из-за низкого спроса со стороны компаний разработчики микросхем начали отдавать предпочтение другим рынкам — прежде всего производителям гаджетов и другой электроники.

За чем следить

  • По прогнозам экспертов из TSMC, нехватка чипов сохранится и в 2022 году, но ситуация для автомобильной промышленности начнет улучшаться уже с третьего квартала 2021 года. Кроме того, компания вложила $12 млрд в строительство нового завода по производству чипов в Аризоне. Ранее в TSMC заявили, что она планирует построить 6 таких заводов в течение 15 лет.
  • Однако в компании Intel считают, что дефицит микросхем сохранится и после 2022 года. По мнению экспертов, дефицит чипов продолжит усугубляться, а его пик придется на вторую половину 2021 года. В свою очередь Intel вложила $20 млрд в постройку двух новых заводов. Представители компании сообщили, что они планируют не только создавать собственные чипы, но и сотрудничать с другими производителями. 
Копировать ссылкуСкопировано