Что происходит
Азиатские автопроизводители наращивают производство электрических миникаров, новые модели представили китайская Geely и индийская PMV Electric.
Тенденция
Мини-кары набирают популярность и в странах Европы, свои модели разработали в Швейцарии и Нидерландах.
Контекст
Эксперты отмечают несколько основных преимуществ авто такого типа: низкая стоимость, маневренность на городских дорогах и безопасность.
История вопроса
Первые мини-кары появились после Второй мировой войны, когда жители Европы столкнулись с нехваткой топлива.
Что происходит
Азиатские автомобильные бренды наращивают сегмент электрических мини-каров. В декабре новую модель, к примеру, официально представила китайская компания Geely.
- Несмотря на свои скромные размеры (колесная база равна 2015 мм), Panda Mini рассчитан на четыре посадочных места. Машина оснащена приводным двигателем с максимальной мощностью 30 кВт (40 л.с).
- Автомобиль появится на рынке уже в 2023 году. Заявленная стоимость — $5,7 тыс.
- Месяцем ранее первый электрический микроавтомобиль представила индийская компания PMV Electric. Электромобиль PMV Eas-E развивает максимальную скорость 70 км/ч, запас хода — до 200 км на одной полной зарядке.
- Свою версию электрического мини-кара тестирует также Honda. В автомобилях CI Micro-mobility используется ИИ, благодаря которому машина может двигаться самостоятельно.
- О намерении выпустить бюджетный мини-кар объявила южнокорейская компания Hyundai. Разработчики планируют создать электромобиль, стоимость которого не будет превышать $21 тыс.
Тенденция
Мини-кары традиционно популярны в странах Азии. Например, Wuling Mini EV стоимостью около $5 тыс. в 2022 году стал самым популярным электромобилем в Китае — на него приходится 13% рынка.
- В Японии на долю мини-каров приходится около 40% продаж автомобилей местных производителей.
- Об удобстве мини-каров задумались и на Западе. В Европе появились свои модели электрокаров. Швейцарский Microlino может развивать скорость до 90 км/ч, а производимые в Нидерландах Biro и Canta разгоняются всего до 75 км/ч.
- В США большее распространение получили гольфкары, а также трехколесные автоциклы, например Fun Utility Vehicle от Arcimoto и Nimbus.
- По прогнозам аналитиков, если спрос на мини-кары сохранится, то к 2030 году объем рынка в Китае, Европе и Северной Америке достигнет $100 млрд.
Контекст
Какими бы разнообразными ни были мини-кары, у них есть несколько основных преимуществ по сравнению с классическими автомобилями.
- Хотя их небольшой размер и низкая скорость делают их непригодными для поездок на дальние расстояния, благодаря маневренности они идеальны для передвижения по городу. А по подсчетам экспертов, 60% поездок в США совершаются на расстояния менее чем 10 км. Небольшие габариты машины упрощают водителям поиск места для парковки в мегаполисе.
- Мини-кары обходятся покупателям значительно дешевле обычных авто.
- Такие автомобили более экологичны: для их производства и эксплуатации требуется значительно меньше ресурсов и энергии. Аккумулятор Hummer EV весит около 1,3 тонны — это в 30 раз больше аккумуляторного блока Nimbus.
- Из-за низкой скорости и малого веса мини-кары безопаснее для пешеходов и велосипедистов на дорогах.
История вопроса
Миникары имеют долгую историю. Первые подобные автомобили появились после Второй мировой войны на фоне экономического кризиса и нехватки топлива.
- Одна из самых известных машин такого плана — Isetta, которую из-за формы называют «автомобилем-пузырем». Она была выпущена на рынок в 1950-х годах.
- Первоначально выпуск мини-автомобилей был налажен в Италии. Машина была рассчитана на двух человек и имела двигатель мощностью всего 9,5 л.с. Впоследствии аналогичные модели производили во Франции (VELAM Isetta), Бразилии (Romi-Isetta) и Великобритании (BMW Isetta).
- В Германии в период с 1955 по 1964 год производился мотороллер с кабиной Messerschmitt KR200.
- В декабре в Москве на продажу выставили миникар BMW 600 — эта модель стала первым послевоенным четырехместным автомобилем баварцев. Машина сошла с конвейера в 1959 году.
- В Чехословакии в период с 1951 по 1970 год изготавливали трехколесный автомобиль Velorex.
- Большая часть микроавтомобилей в Европе исчезла в 1960-х годах.
- В СССР с 1958 по 1970 год производили СМЗ С-3А — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяску, появлявшийся в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а также СМЗ С-3Д, получивший в народе название «инвалидка», так как предоставлялся людям с ограниченными возможностями.
Фото обложки: Geely Automobile