КиберпанкДеталиТехнологии

«Смартфонам параллельно»: что происходит на российском рынке мобильных устройств и какие новые бренды стремительно его захватывают

Поставки мобильных устройств Huawei значительно выросли за первые 9 месяцев 2022 года — впервые с 2019-го.

В целом продажи смартфонов в стране за третий квартал в 1,5 раза превысили показатели предыдущего. Отрасль начала восстанавливаться после спада из-за антироссийских санкций. 

В цифрах

Поставки смартфонов Huawei в Россию в 2022 году значительно увеличились. За третий квартал купили 127 тыс. устройств компании — это на 25% больше по сравнению с тем же периодом 2021-го. 

Расклад сил

Доля этого бренда на российском рынке составила 2,8% против 1% в 2021-м, но пока догнать лидеров компании не удалось. В первой тройке — Xiaomi, Samsung и Realme.

Контекст

В целом поставки смартфонов в РФ снизились — упал спрос и трафик в магазинах после резкого роста цен в марте 2022-го.

За чем следить

По данным крупнейших ритейлеров, рынок постепенно «выздоравливает». Продажи в третьем квартале оказались на 60% выше показателей предшествовавших трех месяцев.

В цифрах

Поставки смартфонов китайского производителя Huawei в РФ значительно увеличились за первые 9 месяцев 2022 года, следует из отчета аналитического центра GS Group.

  • За это время в РФ импортировали свыше 500 тыс. штук телефонов этой марки. Самым успешным оказался третий квартал — продано 127 тыс. мобильных устройств на сумму 2,9 млрд рублей. Это на 25% больше в штучном выражении и на 82% — в денежном, по сравнению с тем же периодом 2021-го, рассказали представители сотовых операторов.
  • Поставки китайского бренда увеличились впервые с 2019 года. В 2018-м в отношении компании ввели санкции США — из-за этого c Huawei прекратила работать американская корпорация Google, закрыв производителю смартфонов доступ к своим сервисам и системе Android, что значительно снизило спрос на гаджеты. В противовес Huawei создала собственную операционную систему — OS Harmony. 
  • Российские ритейлеры отмечают: смартфоны Huawei завозят через параллельный импорт сторонние компании. При этом производитель продолжает проводить маркетинговые кампании в стране, например заказывает рекламу у блогеров, в отличие от других крупных компаний, приостановивших прямые поставки. 
  • Как отмечают аналитики из TelecomDaily, на увеличение продаж повлияло в том числе наличие собственной экосистемы бренда, так как она позволяет избежать ограничений, которые есть в App Store и Google Play. Например, в AppGallery Huawei можно скачать удаленные приложения банков и покупать платные — через сервис Huawei Pay.
  • При этом в конце октября в «Известиях» со ссылкой на источники сообщили, что Huawei полностью прекратила прямые поставки и может вообще уйти с рынка. По словам экспертов, в официальном магазине бренда продаются остатки прежних поставок. Однако какого-либо заявления об остановке поставок и планах уйти с рынка компания не делала. 

Расклад сил

Доля Huawei в поставках смартфонов на российском рынке за три квартала достигла 2,8%, в 2021-м составляла всего 1%. Эксперты считают, что компании удалось нарастить продажи в том числе «за счет» других игроков, включая Samsung и Honor, поставки которых, напротив — снизились. Но это все равно не помогло Huawei выйти в «топ».

  • Xiaomi, другая китайская компания, занимает крупнейшую долю рынка (35%).
  • Samsung утратила лидерство после приостановки поставок и остается на второй позиции (15%). Дистрибуция смартфонов южнокорейского бренда в штуках уменьшилась на 63%. 
  • Realme, еще один вендор из КНР, нарастил поставки на 67% и ворвался в тройку лидеров. Доля сравнительно нового бренда для российского рынка уже достигла 14,6%. 
  • Tecno, также «новичок» из КНР, с начала года увеличил поставки в 4 раза, захватив долю в 7,6%. 
  • Apple немного уступает Tecno. Импорт iPhone после остановки прямых поставок сократился на 58%. В результате доля компании на рынке сократилась почти вдвое, до 7,3%.

Контекст

В целом поставки смартфонов на российский рынок снизились. По данным аналитиков GS Group, всего за 9 месяцев 2022-го в Россию завезли 19 млн смартфонов на 364 млрд рублей, что на 23% меньше в штуках, чем за тот же период в 2021-м.

  • Ключевые игроки ушли с рынка из-за опасений оказаться под санкциями на фоне российской спецоперации в Украине. В марте 2022 года поставки приостановили Apple и Samsung. Китайские Xiaomi, Huawei и Oppo сократили объем поставок отгружаемых в Россию гаджетов из-за нестабильного на тот момент курса рубля, отмечает Financial Times. 
  • Однако осенью на официальном российском сайте Samsung обновился ассортимент, в том числе там появились недавно вышедшие Galaxy Z Fold 4 и Galaxy Z Flip 4. Также в местное подразделение южнокорейской компании приняли менеджеров по развитию бизнеса и продажам из Electrolux (шведский производитель техники в сентябре принял решение уйти из России). На этом фоне СМИ начали писать о скором возвращении Samsung на российский рынок, однако в компании эту информацию опровергли.

Ассортимент российских магазинов в среднем снизился со 140–150 позиций до 40–50. Это связано с cокращением спроса и трафика — после того, как в марте 2022 года цены на смартфоны резко выросли, большинство россиян посещали магазины техники и электроники только при острой необходимости купить телефон, отмечают эксперты Mobile review.

Но это же в итоге помогло снизить цены. Дистрибьюторам приходится снижать цены на товар, при том что параллельный импорт требует дополнительных расходов. В итоге цены приблизились к «реальным», то есть к тем, что были до начала нынешнего кризиса. При этом они разнятся в зависимости от регионов. 

За чем следить

Рынок смартфонов постепенно восстанавливается. За третий квартал 2022 года в РФ продали около 7 млн штук, что на 60% больше, чем показатели предшествовавших трех месяцев, пишут «Известия», ссылаясь на данные «М.Видео-Эльдорадо». Спрос обеспечивают в основном китайские бренды. 

  • Эксперты GS Group прогнозируют, что рынок полностью восстановится в следующие несколько лет, но не превысит «норму» (около 35–37 млн штук в год).
  • Аналитики Mobile review также отмечают постепенный рост спроса и «дают» рынку на выздоровление 2–3 года, если не случится новых экономических потрясений. 
Копировать ссылкуСкопировано