Мир в огнеДеталиЭкология

Батарейки «вышли на пенсию»: как Toyota собирается перерабатывать аккумуляторы от электромобилей и почему ее проект не вызывает доверия

Автоконцерн начал сотрудничать с Redwood Materials, чтобы вместе заняться утилизацией отработавших батарей.

СМИ считают, что планы компаний чересчур «амбициозны», так как эффективного метода переработки аккумуляторов все еще не существует.

Что произошло

Автоконцерн Toyota начал сотрудничать с компанией по переработке аккумуляторов Redwood Materials. 

Перспектива

Некоторые СМИ сомневаются в успешной реализации проекта, потому что технологии Redwood Materials «не проверены временем».

Контекст

Ожидается, что к 2025 году более 3,4 млн аккумуляторов от электромобилей «выйдут на пенсию». При этом их нельзя будет просто выбросить на свалку — это повредит окружающей среде. На сегодняшний день эффективного метода утилизации таких батарей не существует.

Тенденция

Помимо электромобилей, аккумуляторные батареи большого объема уже используются для работы танкеров, самолетов и поездов. Однако об их утилизации пока мало кто задумывается.

Что произошло

Автоконцерн Toyota начал сотрудничать с компанией по переработке аккумуляторов Redwood Materials (RM). Совместно они будут ремонтировать старые батареи или разбирать их на компоненты, которые можно использовать как вторсырье, пишет The Verge.

  • В рамках партнерства RM будет работать с гибридными и электрическими автомобилями Toyota, чей срок службы подходит к концу. В частности, речь идет о модели Toyota Prius, взорвавшей американский рынок около 20 лет назад. 
  • Если батареи от электрокаров будет невозможно восстановить, то компания извлечет из них медь, литий, кобальт и никель, а затем использует материалы для создания новых анодной медной фольги и катодов — основных компонентов аккумуляторов, которые, по оценкам RM, составляют 65% их стоимости.
  • К 2025-му компания планирует увеличить производство анодных и катодных компонентов до 100 ГВт·ч в год, что достаточно для ежегодного производства более 1 млн электромобилей, к 2030-му — до 500 ГВт·ч.

Перспектива

The Verge сомневается в успешной реализации проекта Toyota и RM.

  • Журналисты отмечают, что технологии и методы Redwood пока «не проверены временем». Компания запустила программу по работе с электромобилями с истекшим сроком годности только в феврале 2022 года.
  • В связи с этим издание также ставит под сомнение возможности Redwood заниматься масштабным производством компонентов для аккумуляторов. 
  • Тем временем Bloomberg отмечает, что RM, вероятно, будет получать хорошее финансирование. Дело в том, что производство аккумуляторов для электромобилей — чрезвычайно затратный процесс для автоконцернов. В результате многие из них готовы инвестировать в проекты, которые в будущем, как ожидается, сделают батареи более дешевыми.

Контекст

  • По данным Международного энергетического агентства (IEA), в мире эксплуатируется 16 млн электромобилей, а к 2030 году их число увеличится до 250 млн. 
  • В среднем батарея электромобиля, проезжающего 20 тыс. км в год, может прослужить от 10 до 20 лет. К 2025 году, как прогнозирует Bloomberg, по всему миру более 3,4 млн аккумуляторов от электромобилей «выйдут на пенсию». 
  • Проблема в том, что такие батареи нельзя просто выбросить на свалку — это серьезная угроза для окружающей среды. Кроме того, современный подход к производству строится на принципах «зеленой» экономики: все должно перерабатываться, становиться вторсырьем, а не мусором. Международные стандарты устанавливают такие требования и для электротранспорта.
  • Эксперты обращают внимание, что добыча материалов для производства аккумуляторов — сложный, энерго- и ресурсоемкий процесс, который не проходит бесследно для экосистем. Поэтому переработка — единственный экологичный вариант утилизации отработавших батарей.
  • Современные технологии ресайклинга основываются на принципе разрушения и измельчения элементов аккумулятора. Однако этот метод не позволяет сохранить высокое качество сырья, в результате чего он оказывается малоэффективен для повторного производства.
  • Использовать другие способы переработки батарей довольно сложно, так как нынешние устройства не оптимизированы ни для ручной, ни для автоматизированной разборки. В ближайшем будущем потребуется создание единого стандарта или маркировки, которые позволят упростить и роботизировать процесс ресайклинга аккумуляторов, считают эксперты.
  • Сейчас крупные автоконцерны решают эту проблему, налаживая утилизацию батарей на своих заводах. Например, Tesla начала перерабатывать 100% аккумуляторов, создав на своих заводах соответствующую линию.
  • Помимо автоконцернов, переработкой аккумуляторов от электромобилей во всем мире занимаются всего около 100 компаний. Это небольшие лаборатории, профильные и непрофильные организации, а также промышленные предприятия. 

Тенденция

Помимо электромобилей, аккумуляторные батареи большого объема используются для работы и других видов транспорта. Однако об их утилизации пока задумываются немногие.

  • По статистике, 100 океанских грузовых судов за год генерируют столько же выбросов углерода, сколько все легковые автомобили в мире. В связи с этим японский консорциум e5 Project в 2021 году приступил к постройке двух 62-метровых электрических танкеров для доставки — по иронии судьбы — обычного топлива в Токийском заливе. Каждый из них оснащен двумя литий-ионными аккумуляторами на 1740 кВт·ч, которые обеспечивают скорость примерно в 19 км/час. Точный запас хода батарей не указан, но, по словам разработчиков, они рассчитаны на «много часов». Один из японских кораблей уже спустили на воду. Очевидно, что электрификация танкеров приведет к еще большему спросу на аккумуляторы, однако пока остается неизвестным, кто и как будет заниматься их переработкой.
  • В 2022-м австралийская горнодобывающая компания Fortescue Metals Group представила проект Infinity Train — первого в мире полностью «зеленого» электропоезда на батареях, которые «заряжаются благодаря силе гравитации» (проще говоря, пока катятся с горы). На нем собираются перевозить железную руду. Производители заявили, что будут использовать «высокоэффективные системы аккумуляторов», однако про срок их службы и методы утилизации ничего не сказали.
  • По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, на долю коммерческой авиации приходится около 2–3% выбросов углекислого газа. В связи с этим все больше компаний показывают интерес к производству электросамолетов. Однако возникла серьезная проблема: по сравнению с обычным топливом, энергии аккумуляторов хватает на гораздо меньший путь. Как следствие, производителям придется использовать гигантские и тяжелые батареи, производство которых окажет существенное влияние на экосистемы. Вопрос утилизации и переработки таких аккумуляторов также остается открытым. 
Копировать ссылкуСкопировано