Чем активнее слышится пророссийская риторика от Дональда Трампа, тем больше надежд на то, что санкции будут смягчены. Их подогревают и сообщения в СМИ: накануне Reuters со ссылкой на источники сообщил, что Белый дом поручил Госдепартаменту и Минфину предоставить список антироссийских мер, которые могут быть смягчены.
На этом фоне медиахолдинг Rambler&Co провел опрос, который показал, что 40% россиян ждут возвращения западных брендов. При этом больше половины респондентов — 53% — не хотят, чтобы «возвращенцев» принимали на прежних условиях. 61% убеждены, что компании должны перенести производство на территорию РФ, 16% за увеличение налогов для них, а по мнению 10%, тем, кто лишился работы из-за ухода этих марок, они должны выплатить неустойку.
Что касается того, кого именно россияне ждут обратно в первую очередь, это производители автомобилей и комплектующих (43%), техники и запчастей (20%), одежды и обуви (17%).
Интересно, что большинство опрошенных (60%) убеждены, что, если западные компании вернутся, российским придется улучшать качество своих продуктов. 17% предлагают им снизить цены.
Вообще о том, что зарубежные бренды могут вернуться, в российских медиа заговорили после разговора Дональда Трампа с Владимиром Путиным. Так, появилась информация, что одна из крупнейших американских сетей быстрого питания Subway активно выдает российским бизнесменам права на франшизу.
До этого бывшим франчайзи запретили использовать название Subway, и заведения были переименованы в «Сабфреш»: о своем уходе из России сеть объявила в сентябре 2024 года.
В целом, как сообщает инвестиционный канал InvestFuture, ссылаясь на аналитику Kokoc Group, в Россию может вернуться до 350 западных брендов. «Но большой «очереди в дверях» не предвидится — в основном речь о тех, кто лишь сменил название или просто заявил об уходе, но фактически никуда не делся», — отмечает InvestFuture. Среди таких брендов Coca-Cola (в России работает как «Мултон Партнерс»), PepsiCo, Nestle (включая KitKat и другие бренды), McDonald’s (ныне «Вкусно — и точка»), Inditex, Apple, VISA и Mastercard. Уход из России принес этим компаниям убытки (Mastercard потерял $67 млн, а у Inditex российские активы обесценились на €2,21 млрд). Так что причины зайти в Россию снова есть — как и возможность.
Эти компании сохранили производственные мощности, логистические цепочки и маркетинговую инфраструктуру. Так что вернуться под прежними брендами они могут очень быстро.
InvestFutureтелеграм-канал
Другой вопрос, насколько само возвращение реально? На данный момент не очень: с точки зрения аналитиков телеграм-канала, пока не отменят санкции и не восстановят логистику и международные расчеты, ждать бренды обратно не стоит.