Тенденция
- Выращенные в лаборатории бриллианты (lab grown diamonds, LGD) набирают популярность по всему миру, а спрос на натуральные, наоборот, падает, пишет Axios. Так, последние 4 года рынок драгоценных камней демонстрировал умеренный рост — примерно на 1% в год. В то же время рынок лабораторно выращенных — увеличивался более чем на 20% в год.
- По оценкам аналитиков из Edahn Golan Diamond Research & Data, в 2022-м продажи LGD выросли на 38% год к году. А в июле 2023-го 49,9% из всех бриллиантов, проданных в США, были созданы в лаборатории.
- Объем рынка lab grown diamonds оценивается в $15 млрд. По прогнозам компании Verified Market Research, к 2030 году этот показатель достигнет $39 млрд. Для сравнения, глобальный рынок натуральных бриллиантов оценивается примерно в $100 млрд.
Как это работает
- Lab grown diamonds — это бриллиант, выращенный в лаборатории, где воссоздаются природные условия. В основе каждого такого бриллианта — небольшой кристалл
алмаза : его помещают в специальную камеру вместе с другими необходимыми для выращивания алмазов элементами (графит и другие). Камень растет под воздействием высокой температуры (1,3 тыс. градусов Цельсия) и давления (50 тыс. атмосфер).
- Финальный вес бриллианта будет зависеть от того, сколько времени «растет» алмаз. Крупнейший на сегодняшний день LGD вырастили в 2022 году в России: его вес — более 50 карат, после огранки получился синтетический бриллиант в 16 карат. На создание такого камня у сотрудников Геммологического центра МГУ ушло 400 часов (17 дней).
- Выращенные камни на 100% состоят из углерода и имеют те же химические, физические и оптические свойства, что и природные, в том числе — такую же твердость и блеск.
Это тот же самый углерод с кристаллической решеткой, что и у обычного бриллианта. Поэтому природный и синтезированный камни невозможно отличить ни на глаз, ни с помощью оптических приборов. Это возможно сделать лишь с помощью профессионального оборудования для спектрального анализа.
Андрей Жарков
основатель компании Ultra C
История вопроса
- Первый lab grown diamonds ювелирного качества создали в 1970-х, однако долгое время синтетические бриллианты не рассматривались как конкуренты натуральным. Так, по оценке Gem & Jewellery Export Promotional Council, в 2014 году произвели 350 тыс. карат бриллиантов против 125 млн карат, добытых традиционным способом.
- Ситуация на рынке начала меняться 5 лет назад: в 2018 году Федеральная торговая комиссия США внесла изменение в определение бриллиантов, убрав из формулировки слово «натуральный». В ведомстве заявили, что в отношении ограненных камней искусственного происхождения также следует использовать термин diamond («бриллиант»).
- В том же году ювелирный гигант De Beers впервые в своей истории запустил бренд синтетических бриллиантов Lightbox. В 2021 году датская Pandora объявила об отказе от натуральных алмазов в пользу синтетических: их производство обходится компании почти в 3 раза дешевле натуральных. А в 2022-м американский бренд Dorsey, специализирующийся на продаже исключительно искусственно созданных камней, продемонстрировал рост продаж на 600%.
Что говорят
- Покупателей, в том числе молодых, привлекает цена lab grown diamonds: они на 70–80% дешевле натуральных. Так, круглый лабораторный бриллиант весом 1 карат с характеристиками выше среднего (чистота, цвет и огранка) обойдется в 170–200 тыс. рублей. Природный бриллиант в таком случае будет стоить примерно 1,5–2 млн рублей.
Это не про роскошь, не про люксовый сегмент, а скорее про middle up (переходный сегмент между люксовыми и более демократичными брендами. — Прим. ред.), дающий возможность сэкономить при покупке бриллиантовых изделий. Иногда ювелиры подают лабораторные камни под соусом «совсем такие же, никто не заметит разницы». Подобная риторика в люксовый сегмент вряд ли вписывается. Несколько лет назад потребители относились настороженно к lab grown, а сейчас как будто привыкли и больше готовы покупать их. В России есть отдельные марки, плотно работающие с лабораторными бриллиантами. На ум как пример приходит SUZANNE CODE.
Мария Тополева
ювелирный дизайнер, автор Telegram-канала Jewellery as Art
- Аналитики отмечают, что стоимость lab grown diamonds продолжает падать, поэтому инвесторы не рассматривают отрасль как перспективную.
Средняя цена за однокаратный синтетический бриллиант по сравнению с тем же 2018 годом упала уже втрое, и цены будут и дальше снижаться по мере роста объемов производства. Поэтому у них нет инвестиционного потенциала.
Дмитрий Амелькин
директор по стратегическому развитию компании «Алроса»
- Например, компания De Beers в сентябре 2023-го заявила, что прекращает эксперимент по продаже колец с выращенными в лаборатории бриллиантами, объяснив свое решение отсутствием коммерческих перспектив. В то же время в De Beers сообщили, что инвестируют $20 млн в поддержку потребительского спроса на натуральные камни.
- Производители синтетических бриллиантов часто утверждают, что LGD более экологичны, в то время как добыча драгоценных камней разрушает почву и экосистему. Но эксперты отмечают, что для изготовления камней требуется много энергии, которую получают в том числе из угля. В International Gem Society подсчитали, что в среднем при производстве в лаборатории однокаратного бриллианта в атмосферу выбрасывается 511 кг парниковых газов. Это в 3 раза больше, чем при работе с природными камнями.
Часто лабораторные бриллианты позиционируются как более этичные, экологичные, «продвинутые». Но при этом не учитывают вред от электростанций, поставляющих колоссальные объемы энергии для производства лабораторных бриллиантов. Корпорации, занимающиеся традиционной добычей, давно вынуждены отчитываться об ущербе природе и мерах по восстановлению природных ресурсов: высаживаются леса, восстанавливаются экосистемы отдельных регионов и тому подобное. Компании, занимающиеся lab grown, далеко не так прозрачны, на их сайтах редко можно найти опубликованные отчеты об экологической ответственности или информацию о рейтингах CDP (рейтинг некоммерческой организации Carbon Disclosure Project считается всемирным стандартом экологической отчетности. — Прим. ред.). То есть их экологичность — зачастую чисто маркетинговая спекуляция.
Мария Тополева
ювелирный дизайнер, автор Telegram-канала Jewellery as Art
Фото обложки: IQ Diamonds — выращенные бриллианты / VK