Мир в огнеДетали

Брюссель против машин: удастся ли бельгийской столице победить пробки, едва не ставшие объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

С 1 декабря 2022 года на 10 улицах Брюсселя запретят движение для некоторых автомобилей. Однако некоторые местные жители критикуют инициативу и говорят, что ограничения вводятся слишком резко, а без авто не обойтись.

Что происходит

В Брюсселе решили сделать 10 улиц свободными от автомобилей, но столкнулись с протестами оппозиции.

Тенденция

Хотя бы частично освободить город от машин пытаются также власти Парижа, Лондона, Милана и Барселоны.

В России

Этим летом СМИ сообщили, что в крупных населенных пунктах страны планируется заменить парковки на общественные пространства. Ограничения для автомобилистов уже введены в Москве.

Мировая практика

Почти полностью свободны от машин итальянская Венеция, Гитхорн в Нидерландах и Вобан в Германии.

Что происходит

Власти Брюсселя решили со следующего месяца закрыть для автомобилей часть города, однако столкнулись с сопротивлением группы жителей и оппозиции, пишет Bloomberg. 

  • Брюссель печально известен заторами на дорогах — настолько, что в 2015 году в Сети появился «вирусный» видеоролик, авторы которого иронично предложили включить брюссельские пробки в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Чтобы решить проблему заторов, в Бельгии в 2020 году утвердили план развития мобильности столицы на ближайшие 10 лет. Он получил название Good Move («Хороший ход»). Цель инициативы — снижение трафика на дорогах, а также развитие общественного транспорта и велодорожек.
  • В рамках очередного этапа Good Move с 1 декабря текущего года на 10 улицах Брюсселя почти полностью запретят движение частных автомобилей. Въезд разрешат только таксистам, сотрудникам службы спасения, курьерам, а также инвалидам, жителям близлежащих домов и владельцам бизнеса. За соблюдением правил будут следить с помощью видеокамер. Если водитель заедет на закрытую территорию, то сначала получит предупреждение, а при втором и последующих нарушениях ему придется оплатить штраф €58.
  • Журналисты отмечают, что 10 улиц, на которых планируют сократить трафик, фактически работают как «ворота» в центр города, и изменение правил положит конец сквозному движению через него.
  • Большинство жителей (75%), согласно опросу, поддерживают эту идею. 
  • Однако есть и те, кто активно выступает против: в прошлом месяце противники Good Move сорвали ограничивающие дорожное движение знаки в районе Схарбек. После этой акции реализацию плана в Схарбеке отложили до марта 2023-го.
  • Противники инициативы заявляют, что ограничения вводятся слишком резко и на слишком больших территориях — без достаточных консультаций с местными жителями. Кроме того, по мнению критиков проекта, общественный транспорт в центре города недостаточно развит.
  • Этими противоречиями поспешила воспользоваться оппозиция: популистская партия Vlaams Belang, которая, как пишет Bloomberg, пользуется низкой поддержкой среди населения, пытается сыграть на недовольстве брюссельцев и публикует в соцсетях посты с текстом «Good Move = No Move» («Нет хода «Хорошему ходу»).
Фото: Vlaams Belang Brussel

Журналисты предполагают, что из-за растущего недовольства местных жителей властям, возможно, придется отложить введение ограничений.

Тенденция

  • В Лондоне за въезд в центр города водители платят £15, а владельцы неэкологичных автомобилей — £12,5 дополнительно. Парковка в городе оплачивается отдельно, ее стоимость также зависит от экологичности авто и достигает £9 в час.
  • В Милане въезд в город на дизельных автомобилях запрещен полностью, остальным (в том числе владельцам экологичных машин) необходимо заплатить. Максимальный тариф — €5.
  • В Париже приняли решение к 2024 году закрыть въезд в центр для всех частных автомобилей. Движение дизельных автомобилей в пределах городской кольцевой дороги уже запрещено, полностью пешеходной стала набережная Сены.
  • В Риме действуют зоны ограниченного движения — ZTL (Zona a Traffico Limitato) — въезд разрешен только местным жителям, рабочей технике, инвалидам и владельцам электромобилей. Рим так же, как и Париж, намерен запретить водителям въезжать в центр города к 2024 году, однако эта мера коснется только владельцев транспорта с дизельным двигателем. Власти Амстердама намерены сделать то же самое к 2030-му.
  • В Барселоне некоторые жилые районы, где в основном преобладают многоквартирные дома, превращают в «суперкварталы» без автомобилей. Движение машин разрешено только по дорогам, расположенным по периметру таких кварталов, но не внутри них.

Однако подобные ограничения властей, как и в Брюсселе, часто вызывают серьезное недовольство местных жителей. В основном их жалобы связаны с неудовлетворительной работой общественного транспорта.

В России

  • В крупных городах России могут начать реализовывать концепцию «Город без машин», сообщили этим летом СМИ со ссылкой на проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года.
  • Согласно документу, план будет реализован в крупных городах страны. Он предполагает, что вместо парковок там создадут комфортные общественные пространства и будут развивать современный общественный транспорт.

В Москве уже действуют некоторые ограничения для автомобилистов. С 2016 года в центре столицы появились парковки, на которых могут парковать машины только жители близлежащих домов, для этого необходимо оформить резидентное разрешение. 

  • Кроме того, в городе увеличивается количество пешеходных зон. Например, в 2019 году от машин полностью освободили Школьную улицу в Таганском районе. 
  • В столице также развивают общественный транспорт и создают инфраструктуру для велосипедистов. С 2011 по 2019 год в Москве появилось 200 км выделенных полос для движения общественного транспорта. Велодорожки в Москве связывают между собой районы, позволяя добраться из одного конца округа в другой, в городе работает сеть городского общественного велопроката «Велобайк».

Мировая практика

В некоторых странах уже пытались создать полностью свободные от машин города. Например, в ОАЭ в 2006 году рядом с аэропортом Абу-Даби с нуля началось строительство «зеленого» города Масдар, в котором должен был действовать полный запрет на автомобили (вместо этого в городе планировали организовать работу общественного экотранспорта). Однако проект оказался дороже, чем ожидалось, и его реализацию отложили до 2030 года.

Тем не менее в мире есть населенные пункты, в которых люди живут без личных автомобилей.

  • Венеция в Италии — один из самых ярких примеров. Люди, приезжающие в город на автомобилях, оставляют их на специальных парковках на въезде, а затем отправляются исследовать улицы пешком или на лодке.
  • В нидерландском Гитхорне, который называют «голландской Венецией», вместо дорог устроены каналы.
  • На острове Макино на озере Гурон (США, Мичиган) проживает всего 500 человек. В основном жители передвигаются пешком, на велосипедах и лошадях. В 1990-х туристы начали привозить на остров автомобили, что создавало лишний шум и пугало животных. Это не понравилось местным жителям, и там приняли закон, запрещающий личные авто, — он действует до сих пор.
  • В районе Вобан в Германии 40% граждан не имеют личных машин, за что получают денежное вознаграждение или возможность бесплатно пользоваться трамваем. Тем же, у кого машины все таки есть, разрешено парковать их только на окраинах.

Фото обложки: Stephanie Lecocq / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано