КапиталДетали

Бумажная страна

В Архангельской области построят портово-промышленный комплекс, во Владимире запустили производство упаковки, а бумажный комбинат в Нижнем Новгороде получит льготный займ.

В Архангельской области планируется построить портово-промышленный комплекс «Талаги»

22 июля Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и ООО «Арктический портово-промышленный комплекс «Талаги» подписали соглашение, в результате которого компания «Талаги» получила статус резидента Арктической зоны РФ. 

Факты:

  • в рамках проекта планируется построить три причала, контейнерный терминал, а также терминалы навалочных и генеральных грузов. Прогнозируемый грузооборот комплекса составит 1,5 млн тонн в год;
  • кроме того, инвестор намерен открыть завод по производству железобетонных массивов для гидротехнических объектов в Арктике и судоремонтные мощности;
  • также на территории комплекса «Талаги» разместят агропромышленное перерабатывающее производство и промышленный парк Light industry. Предполагается, что там смогут реализовывать проекты компании, занимающиеся аквакультурой, производством кормов для животных, химической обработкой льняного волокна, переработкой дикорастущих растений, выращиванием грибов и зелени;
  • объем внебюджетных инвестиций в «Талаги» составит 25 млрд рублей;
  • при реализации финального этапа проекта будет создано 700 новых рабочих мест.

Перспективы:

  • получение статуса резидента Арктической зоны РФ дает право компании получать налоговые льготы. Они включают субсидирование страховых взносов, льготная ставка по которым составляет 7,5%; льготные ставки по налогам на имущество, прибыль, землю и добычу полезных ископаемых. Кроме того, этот статус позволяет использовать процедуру свободной таможенной зоны; 
  • комплекс «Талаги» может быть интегрирован в транспортный коридор «Запад – Восток». Одним из наиболее перспективных проектов с точки зрения развития коридора является Северный морской путь. Строительство портово-промышленного комплекса будет способствовать выполнению поставленной президентом РФ Владимиром Путиным задачи по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год к 2024 году;
  • 1 августа правительство РФ утвердило редакцию плана по развитию Северного морского пути на период до 2025 года, предполагающий развитие Архангельского транспортного узла. В перспективе комплекс «Талаги» может стать его частью, что будет способствовать росту поддержки проекта со стороны как правительства РФ, так и региона.

Риски:

  • на территории Архангельской области уже есть крупный портовый комплекс. Его мощность составляет до 4,5 млн тонн в год. При этом загруженность порта «Архангельск» в 2021 году оказалась на 2% меньше, чем в 2020-м.  Соответственно, порт «Архангельск» сможет дополнительно обрабатывать еще около 1,3 млн тонн грузов в год, что ставит под вопрос необходимость в новом комплексе;
  • платежеспособность владельца «Талаги» находится под вопросом. При отсутствии инвестора, который обеспечит проект необходимыми внебюджетными вложениями, порт могут так и не построить.

Компания «Формабокс» запустила во Владимире производство бумажной упаковки

Предприятие открылось 2 августа, инвестиции в проект составили порядка 4 млрд рублей. Компания планирует поставлять продукцию во Владимирскую область, а также другие регионы Центральной России.

Факты:

  • в открытии производства приняли участие врио губернатора региона Александр Авдеев, мэр Владимира Андрей Шохин, генеральный директор «Формабокса» Наталья Алексеева и другие; 
  • площадь предприятия составила 12 тыс. кв. м, на территории установлено два гофроагрегата;
  • завод расположен на территории бывшего завода «Автоприбор», занимавшегося производством электрооборудования для отечественной автомобильной техники. В августе 2021 года была завершена процедура его банкротства, а бывший владелец «Автоприбора» Алексей Мельников приговорен к 8 годам лишения свободы (в том числе за преднамеренное банкротство предприятия).

Перспективы:

  • сейчас на предприятии работают 80 человек, в дальнейшем их число может вырасти до 500;
  • общий объем мощностей завода составит не менее 140 млн кв. м гофрокартона нескольких типов и до 100 млн штук бумажных крафт-мешков. Кроме того, на заводе будут выпускать картонные гильзы и шпули, а также полиэтиленовую упаковку. Планируется, что к концу 2022 года мощности будут загружены на 60%, а в 2023-м — на 100%;
  • предприятие собирается занять половину рынка Владимирской области, а также выйти в близлежащие регионы (в радиусе до 1 тыс. км);
  • Врио губернатора Владимирской области Александр Авдеев подчеркнул, что продукцией нового производства смогут пользоваться региональные производители пищевого кластера: «У нас один из лучших пищевых кластеров в стране. Мы производим кондитерские изделия, переработка мяса у нас — это все упаковывается в гофроупаковку. Я думаю, кооперация здесь сработает только в плюс предприятиям нашего пищевого кластера и этой компании». Региональные власти выразили готовность оказать поддержку предприятию через областные программы и фонды.

Риски:

  • в настоящее время рынок бумажной упаковки растет, это может привести к повышенной конкуренции. Так, например, крупнейшая целлюлозно-бумажная компания России «Илим» готовит к запуску подобный завод в Усть-Илимске;
  • ввиду географического расположения предприятия, а также отсутствия собственных лесозаготовительных мощностей «Формабокс» может столкнуться с логистическими трудностями и дополнительными издержками в процессе закупки и доставки сырья.

Фонд развития промышленности профинансирует новый проект бумажного комбината «Волга» в Нижегородской области

Бумажный комбинат АО «Волга» и Фонд развития промышленности (ФРП) РФ подписали соглашение, в соответствии с которым ФРП предоставит предприятию льготный займ. В рамках соглашения с ФРП будет проведено техническое перевооружение и расширение бумагоделательной машины №6, которая законсервирована с 2015 года.

Факты:

  • мощность предприятия составляет 330 тыс. тонн готовой продукции в год. На данный момент «Волга» поставляет ее не только на внутренний рынок, но и на экспорт в 80 стран;
  • проект по увеличению мощности и перепрофилированию буммашины №6 стартовал в 2021 году. Тогда в закупку необходимого оборудования компания вложила 5 млрд рублей;
  • линию производства буммашины №6 планируется запустить в 2023 году, а вывести на полную мощность — в 2024-м;
  • объем займа ФРП для реализации проекта составит 1,5 млрд рублей;
  • в ходе реализации проекта по увеличению мощности предприятия будут созданы 172 рабочих места.

Перспективы:

  • после запуска новой линии в 2023 году производство «Волги» возрастет с текущих 320–330 тыс. тонн в год до 370–380 тыс. тонн, а в 2024-м — до 470 тыс. тонн;
  • к 2025 году компания намерена увеличить производство упаковочной бумаги и картона на 70%;
  • в рамках плана стратегического развития АО «Волга» работает над освоением производства и выводом на рынок ряда перспективных продуктов. В их числе упаковочная бумага (для применения в производстве многослойного открытого индустриального мешка, бумажных сумок и пакетов), бумага-основа для пропитки, бумага для сетей быстрого питания;
  • перевооружение бумагоделательной машины №6 станет первым этапом в реализации этой стратегии. 

Риски:

  • на фоне введения санкций со стороны ЕС компания может столкнуться с трудностями. Монтаж и пусконаладку необходимого для модернизации оборудования должна провести австрийская компания. Несмотря на то, что «Волга» уже приобрела оборудование, старт проекту так и не был дан;
  • в октябре 2021 года компания уже получала одобрение на льготный займ от ФРП, предназначенный для модернизации буммашины №6. Его сумма составила 499 млн рублей. При этом общая стоимость проекта оценивается в 9,7 млрд рублей. При условии, что в 2021 году «Волга» инвестировала 5 млрд рублей в оборудование, а также получила одобрение на займы от ФРП на общую сумму 1,999 млрд рублей, сейчас для реализации проекта денег все еще не хватает — 2,6 млрд рублей;
  • в 2021 году руководство предприятия анонсировало, что для увеличения мощности производства необходимо получить дополнительные площади лесосеки (200 тыс. га) в Нижегородской области. При нехватке сырья у компании проект по модернизации буммашины №6 окажется под вопросом;
  • при этом получение «Волгой» дополнительных площадей приведет к росту объемов вырубки деревьев в регионе. Это усугубит истощение малых рек и ручьев в Нижегородской области, составляющих бассейн Волги.
Копировать ссылкуСкопировано