Мир в огнеДеталиЭкология

Электровелосипед в обмен на автомобиль во Франции и льготное кредитование на покупку электрокаров в России: как власти разных стран пересаживают граждан на экологичный транспорт

Французские власти объявили об увеличении компенсации до €4 тыс. от стоимости электробайка для тех, кто решит отказаться от машины на бензиновом двигателе.

Власти страны надеются, что к 2024 году на двухколесном транспорте будут ездить 9% жителей.

Что произошло

Во Франции увеличили размер субсидии на покупку электровелосипедов с €3 тыс. до €4 тыс. для тех, кто сдаст свой автомобиль на ДВС в трейд-ин.

Контекст

В рамках «велосипедизации» правительство намерено к 2024 году «пересадить» на двухколесный транспорт 9% жителей страны (сейчас таких 3%).

Мировая практика

Переход на более экологичные виды транспорта поощряют власти многих стран. В Нидерландах платят за езду на велосипеде, в Италии — за покупку нового электрокара, а во Франции — даже подержанного.

В России

Покупатели отечественных электрокаров могут воспользоваться программой льготного кредитования, в стране также серьезно растет спрос на электрические велосипеды и самокаты.

Что произошло

Правительство Франции увеличило размер субсидии на покупку электровелосипедов. Чтобы получить ее, необходимо сдать в трейд-ин свой автомобиль на бензиновом двигателе.

  • По новым условиям максимальный размер субсидии составит €4 тыс. (ранее — €3 тыс.). На эту сумму могут рассчитывать люди с низкими доходами. Для граждан с высокими доходами предусмотрен менее внушительный бонус.
  • Кроме того, раньше можно было субсидировать только покупку одного электробайка на семью. Теперь программа распространяется на всех членов семьи. 
  • Помощью могут воспользоваться и те, кому нужен грузовой электровелосипед. Для них субсидии увеличили с €1 тыс. до €2 тыс., при этом можно компенсировать не более 40% от цены транспорта. 
  • Для тех, кто хочет купить электровелосипед, но не готов расстаться со своей машиной, предусмотрена субсидия в размере не более €400.
  • На обычные механические велосипеды госпрограмма также распространяется, на субсидию (€150) могут претендовать только люди с низким уровнем дохода.

Контекст

Субсидию начали предоставлять еще в 2021 году. В 2022-м власти Франции приняли решение о ее увеличении на фоне успехов самых «велосипедных» европейских стран, таких как Нидерланды, Германия и Дания, отмечает The Verge.

  • В рамках всеобщей «велосипедизации» французское правительство намерено к 2024 году «пересадить» на двухколесный транспорт 9% жителей страны (сейчас таких 3%). Для сравнения: в Нидерландах этот показатель составляет 27%.
  • Для достижения этой цели власти планируют инвестировать €250 млн в развитие необходимой инфраструктуры в Париже. Мэр французской столицы Энн Идальго, которую переизбрали в 2021 году, в рамках своей предвыборной кампании обещала увеличить протяженность велодорожек в городе на 130 км в течение 5 лет.
  • Власти также планируют запретить въезд частных автомобилей в исторический центр Парижа к началу 2024 года. Мера должна улучшить качество воздуха в этой части города, а также уменьшить пробки на дорогах, этот вопрос особенно остро встал в преддверии проведения Олимпийских игр 2024 года.

Мировая практика

The Verge пишет, что французские власти вдохновились примером Литвы, где подобная программа стала крайне популярной. Там жители в рамках трейд-ин имеют право на получение субсидии в размере до €1 тыс. на покупку не только электровелосипеда, но и скутера, мопеда, мотоцикла, а также льготы на поездки в общественном транспорте. Похожие проекты реализуют и в других странах. 

  • Среди них — субсидии на гибридные автомобили. Например, в Германии для покупателей таких моделей стоимостью менее €40 тыс. она составит €6 тыс., а в Китае владельцам гибридов выдают специальные «зеленые» номера. Однако многие страны постепенно отказываются от таких программ в пользу субсидирования покупок полностью электрических моделей.
  • Власти Италии с марта 2022-го предлагают компенсировать до €6 тыс. при покупке нового электрокара. Во Франции поддерживают и покупателей б/у электромобилей — им полагается бонус в размере €1 тыс.
  • В некоторых странах власти поощряют непосредственно использование экотранспорта. В Бельгии за каждый километр, пройденный на обычном или электробайке по пути в офис, работодатели платят своим сотрудникам до €0,25, а в Нидерландах — $0,22 (по состоянию на 23.08.2022 года это €0,22). 
  • В Великобритании велотранспорт можно взять в долгосрочную аренду со скидкой у своего работодателя. 
  • А в США от введения субсидий, касающихся электробайков, отказались, несмотря на то, что велоактивисты настаивали на этом много лет. 16 августа президент страны Джо Байден подписал закон о борьбе с инфляцией, который предусматривает финансирование в размере $437 млрд. Из этой суммы $369 млрд пойдут на климатическую и энергетическую политику. При этом закон игнорирует один из самых экологичных видов транспорта, хотя изначально в Конгрессе обсуждали возможность введения субсидий до 30% от цены нового электробайка в качестве меры поощрения.

В России

Маркетплейсы, работающие в РФ, зафиксировали крупный рост продаж экологичного транспорта.

  • В марте – апреле 2022 года на «Авито» электрические виды транспорта покупали на 30% чаще, чем за аналогичный период в 2021 году. Обычные механические велосипеды и самокаты тоже востребованы — продажи выросли на 23%. 
  • В «Ситилинке» во втором квартале 2022 года по сравнению с тем же периодом в 2021-м продажи электровелосипедов увеличились на 83%, электросамокатов — на 70%, велосипедов — на 24%. 

В «Ситилинке» считают, что высокий спрос в категориях спортивного транспорта обусловлен общемировым трендом к ЗОЖ, защите экологии и экономии семейного бюджета. Эти стремления активно поддерживает и государство, развивая необходимую инфраструктуру.

  • В Москве с 2016 года работает прокат электровелосипедов «Велобайк». Число сервисов, в которых можно арендовать такой транспорт, растет. К примеру, в 2021 году его запустил популярный в стране сервис Whoosh.
  • Услуги кикшеринга (то есть проката электросамокатов) предлагают тот же Whoosh, а также Urent, «Яндекс Go», Lite и другие сервисы. 
  • В столице поддерживают и любителей традиционных велосипедов. Например, сеть пунктов аренды общественного велопроката «Велобайк» охватывает все районы города. Активно прокладываются и велодорожки: одна из них теперь проходит через все Бульварное кольцо.

Те, кто предпочитает передвигаться «экологично», но на четырех колесах, тоже могут рассчитывать на финансовую поддержку.

  • В частности, в России с 14 июля возобновили программу льготного автокредитования и лизинга, в которую включили российские электромобили, в том числе марки Evolute. Так, кроссовер Evolute i-Joy можно будет приобрести с выгодой до 35% от его стоимости (сумма скидки не должна превышать 925 тыс. рублей). Ожидается, что модель появится на рынке в третьем квартале 2022 года.
Копировать ссылкуСкопировано