Что произошло
В России замедлились темпы роста продаж безалкогольного пива: в период с апреля 2022-го по апрель 2023-го продажи этого напитка в натуральном выражении сократились на 3%.
Детали
Доля безалкогольного пива на российском рынке за год к апрелю 2023-го сократилась с 2,6% до 2,4% в пользу крепкого сегмента. Лидером по темпам роста продаж стало крепкое пиво.
Тенденция
Мировой рынок безалкогольного пива в 2022-м вырос до $22 млрд. Аналитики отмечают рост интереса к этой категории напитков и прогнозируют, что к 2032 году рынок может достичь $40 млрд.
В цифрах
Крупнейшая категория среди безалкогольных напитков — пиво и сидр — занимает долю в 75% сектора. Безалкогольное вино по вкусовым характеристикам уступает слабоалкогольному, поэтому производство последнего к 2025 году вырастет на 20%.
Что произошло
- В России безалкогольное пиво опустилось на последнее место по темпам роста денежных продаж на пивном рынке, следует из результатов исследования NielsenIQ. Аналитики подсчитали, что в период с апреля 2022-го по апрель 2023-го продажи безалкогольного пива выросли на 3,3% в денежном выражении, при этом в натуральном выражении — сократились (на 3% год к году). Для сравнения, годом ранее оба показателя увеличились на 13,3% и 13% соответственно.
- Аналитики NielsenIQ считают, что падение продаж связано с уходом иностранных брендов, которые занимали ощутимую долю рынка и выступали драйверами роста категории. В частности, поставки прекратили компании из Великобритании, США, Канады и Германии. Например, на немецкий бренд Clausthaler, который приостановил импорт своей продукции в Россию, приходилось около 10% от всех продаж безалкогольного пива в стране.
- Кроме того, эксперты отмечают, что спрос на безалкогольное пиво резко вырос во время пандемии COVID-19, а сегодня этот тренд может пойти на спад.
Детали
- В категории безалкогольного пива в России доминируют транснациональные компании, часть которых сократила активность на рынке страны, пишет «Коммерсант». Это, например, датская Carlsberg Group, которая управляет российской пивоваренной компанией «Балтика», а также нидерландская Heineken. И Carlsberg Group, и Heineken планируют продавать местный бизнес.
- Еще один крупный игрок на российском рынке — российская пивоваренная компания AB InBev Efes, которая еще в 2019 году стала самым крупным производителем пива в стране. В AB InBev Efes подтверждают тренд на сокращение продаж безалкогольного пива — в первом квартале 2023-го падение составило 1,8% год к году. «Наилучший результат», по словам представителей компании, продемонстрировали Hoegaarden и Velkopopovicky Kozel.
- По данным NielsenIQ, доля безалкогольного пива в целом на российском рынке за год к апрелю 2023-го сократилась с 2,6% до 2,4% в пользу крепкого сегмента. Так, лидером по темпам прироста продаж как в денежном, так и в натуральном выражении стало крепкое пиво: показатели увеличились на 17,65% и 1,6% соответственно.
Тенденция
- В мире долгое время безалкогольное пиво было «проходной категорией», то есть напиток не вызывал особого интереса у потребителей, пишет CNBC. Однако в последние годы спрос резко возрос — за счет деятельности таких пивоваренных гигантов, как международная AB InBev и Heineken, которые запускают новые продукты, а также за счет развития локальных пивоваров.
- Например, американская Athletic Brewing занимает 55% рынка крафтового безалкогольного пива в США. По словам генерального директора компании Билла Шуфелта, этот напиток превратился «в нечто трансформирующее образ мышления современных взрослых людей», которые сегодня все чаще выбирают безалкогольное пиво в стремлении к здоровому образу жизни и безопасным для здоровья привычкам.
- Представители американского рынка отмечают, что безалкогольное пиво на сегодняшний день составляет более 2% от всего объема пива, продаваемого в магазинах США. Производители продолжают вкладываться в сегмент. Так, AB Inbev, владеющая брендами Budweiser, Corona, Michelob и Modelo, намерена к 2025 году нарастить производство безалкогольного и слабоалкогольного пива до 20% от общего объема продаваемого компанией пива.
- Аналитики отмечают, что в 2022-м мировой рынок безалкогольного пива вырос до $22 млрд, и прогнозируют, что к 2032 году он может достичь $40 млрд. Однако это все еще «небольшой процент» от общего объема мирового рынка пива, который оценивается в $750 млрд, пишет CNBC.
В цифрах
- Согласно исследованию IWSR Drinks Market Analysis, объем продаж безалкогольного и слабоалкогольного пива, сидра и вина в 2022 году вырос более чем на 6% на десяти ключевых глобальных рынках (Австралия, Бразилия, Канада, Франция, Германия, Япония, Южная Африка, Испания, Великобритания и США). По объему потребления безалкогольных напитков в мире лидирует Германия, за ней следуют Испания, США, Япония и Великобритания.
- IWSR прогнозирует, что среднегодовой прирост объема продаж безалкогольных и слабоалкогольных напитков будет составлять 7% в период с 2022 по 2026 год, по сравнению с ростом на 5% в 2018–2022 годах.
- Крупнейшая категория безалкогольных напитков с долей 75% в секторе — пиво и сидр. Безалкогольное пиво, по данным аналитиков, обеспечит рост более чем на 11% ежегодно в период с 2021-го по 2025-й.
- Категория вин считается исключением из основной тенденции, поскольку слабоалкогольное вино по вкусовым характеристикам превосходит безалкогольное, отмечают аналитики IWSR. Соответственно, расти будет производство слабоалкогольного вина — примерно на 20% до 2025 года. Безалкогольное вино, в свою очередь, согласно прогнозам, продемонстрирует рост только на 9%.