Кому Carlsberg продала «Балтику»
Датская пивоваренная корпорация Carlsberg Group договорилась о продаже своих активов в России. «Балтику» (бренды «Жигулевское», Zatecky Gus, «Дон», «Балтика») в ближайшие нескольких дней выкупят топ-менеджеры компании — два «давних сотрудника», которые возьмут на себя управление бизнесом. Их имена не раскрываются. Ранее «Ведомости» писали, что среди покупателей «Балтики» — президент пивоваренной компании Таймураз Боллоев.
Сегодняшним объявлением мы урегулируем многочисленные судебные иски и вопросы, связанные с правами интеллектуальной собственности на «Балтику». Учитывая обстоятельства, мы считаем, что это наилучший результат для наших сотрудников, акционеров и продолжения бизнеса.
Джейкоб Аруп-Андерсен
генеральный директор Carlsberg Group
Российские топ-менеджеры будут владеть «Балтикой» не напрямую: производитель пива перейдет в собственность компании, в которой у них равные доли. По данным Reuters, речь идет о российском АО «ВГ Инвест». Агентство со ссылкой на источники сообщает, что сумма соглашения составила 34 млрд рублей (около $320 млн). Сделку проведут с большим дисконтом: еще в феврале 2024 года Carlsberg оценивала свои российские активы в $1,06 млрд. При этом помимо денежной выплаты, датская корпорация получит доли «Балтики» в «дочках» в Казахстане и Азербайджане (Carlsberg Azerbaijan и Carlsberg Kazakhstan). Соглашение одобрили власти Дании и России.
В марте 2022 года Carlsberg заявила о намерении покинуть рынок РФ. В июне 2023-го корпорация сообщила, что ей удалось найти покупателя на российские активы. Но данные о новом собственнике, как и условия сделки, в Carlsberg не раскрыли. В числе потенциальных владельцев называли производителя безалкогольных напитков «Черноголовка». Но позже Владимир Путин подписал указ о передаче Росимуществу доли иностранцев в «Балтике». Президентом компании стал Таймураз Боллоев, который возглавлял ее до 2004 года. В начале декабря стало известно, что «Балтику» вывели из госуправления.
Сколько пива производят в России
За первое полугодие 2024-го в России произвели 451,4 тыс. дал пива. Это максимум с 2013 года и на 7,3% больше, чем за аналогичный период 2023-го. Около 85% произведенной продукции пришлось на пиво крепостью от 0,5% до 8,6%. Еще 12,1% — на пивные напитки, около 2% — на безалкогольное пиво. По данным Росстата, больше всего этого напитка изготавливают на заводах в Приволжском и Центральном округах. Традиционно регионы-лидеры по производству пива — Московская область, Ульяновская область, Татарстан, Новосибирская и Самарская области.
Растет не только производство, но и продажи. По подсчетам NielsenIQ, за первые 6 месяцев 2024-го они увеличились почти на 13% в денежном выражении, на 4,8% — в натуральном. Аналитики связывают эту тенденцию с удорожанием крепкого алкоголя и вина, а также с восстановлением крупнейших игроков и обновлением ассортимента. Если в 2023-м на полках магазинов появилось 750 новинок, то в 2024-м — их уже 800.
На пиво приходится 82,9% продаж всего алкоголя в России. Объем локального пивного рынка оценивается в 1,23 трлн рублей. Для сравнения, у водки этот показатель — 517 млрд рублей. Тройка крупнейших игроков на рынке пенного — AB InBev Efes (бренды BUD, Hoegaarden, «Клинское», «Сибирская Корона»), «Балтика» и «Объединенные пивоварни» («Три медведя», «Охота», «Жигулевское 1978», «Бочкарев»).
Глобальных изменений в ближайшие 3 года не предвидится. Пиво останется главным алкогольным напитком в России, занимая порядка 80% рынка алкоголя в натуральном выражении. Кроме того, пиво отечественного производства продолжит доминировать, доля импортного будет составлять порядка 4%, как и сейчас. Рост цен на пиво тоже не будет значительным. Уже около двух лет средняя цена литра пива держится на уровне 160 рублей и, полагаю, она не сильно вырастет.
Вадим Дробиз
директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)
Российские производители ориентируются и на экспорт, а после 2022 года активно ищут новые направления и партнерства. Так, Грузия в 2024-м купила у РФ пива на рекордные $1,7 млн. Наращивают также поставки в Китай: «Балтика» специально для КНР запустила бренд «Балтика Большой медведь», а «Объединенные пивоварни» разливают на своих заводах в Хабаровске пиво «Повелитель Севера», права на которое принадлежат партнерам из Поднебесной.
Какое пиво пьют россияне
Пиво остается самым популярным алкогольным напитком в России с 2000 года. В 2023-м его потребление на душу населения составило 52,6 литра (+2% год к году). За пивом с большим отрывом идут водка (5,2 литра на человека в год) и вино (чуть больше 6 литров).
Институт человека «Ромир» провел исследование и составил портрет типичного покупателя пива. Это женатый мужчина средних лет (35–64 года) с детьми, с неполным высшим или высшим образованием, который работает и получает доход среднего уровня.
Чаще всего россияне выбирают классический лагер: светлое пиво предпочитают 64,5% человек. На втором месте по популярности —
Фото обложки: Петр Ковалев / ТАСС