В цифрах
- Качество товаров в британских супермаркетах резко снизилось, при этом цены не изменились, а в некоторых случаях — даже выросли, пишет The Independent.
- Согласно опросу Barclays, 52% британцев заметили снижение качества ингредиентов в их любимых продуктах, в то время как стоимость товаров осталась прежней или увеличилась. Причина в «скимпфляции» (от английского глагола to skimp — «урезать», «экономить»): производители пытаются сократить издержки и меняют традиционные ингредиенты в своих продуктах на более дешевые аналоги.
- Из 52% респондентов, отметивших изменения к худшему, большинство заявили, что упало качество чипсов (44%), конфет и шоколада (43%), печенья (36%), а также качество готовых блюд (22%) и многих других продуктов. Например, спред в магазинах Morrisons и Sainsbury’s раньше содержал 21% оливкового масла, теперь этот показатель составляет 10%.
- Кроме того, 40% британцев считают, что ухудшилось и качество непродовольственных товаров. Речь, в частности, об одежде, туалетной бумаге и косметике.
Что говорят
- У многих британцев сегодня и так нет возможности тратить деньги на высококачественные продукты, говорят эксперты. А «тихое изменение рецептуры» неминуемо приведет к «еще большему падению доверия к продовольственному сектору».
- Покупатели могут самостоятельно заметить увеличение цены или уменьшение размера упаковки, но они «не смогут заметить изменение рецептуры, пока не купят продукт и не попробуют его на вкус», отмечают аналитики.
Шринкфляция — а теперь еще и скимпфляция — вызывают все больше беспокойства у потребителей.
- На фоне скимпфляции британцы все чаще задумываются о необходимости откладывать деньги «на черный день» — особенно накануне праздников. Почти треть потребителей (31%) ожидают, что предстоящее Рождество обойдется им дороже, чем в прошлом году, а 17% уже начали экономить.
Контекст
- Согласно индексу потребительских расходов Barclays, в августе рост расходов британцев в годовом исчислении составил всего 2,8%. Для сравнения, в июле этот показатель достигал 4%. Соответственно, в среднем британцы уже тратят меньше средств на продовольственные и непродовольственные товары.
- Однако стремление экономить почему-то не распространяется на индустрию развлечений, отмечают в Barclays. Так, расходы на кинотеатры в августе резко подскочили на 101% — за счет проката летних блокбастеров «Барби» и «Оппенгеймер».
- Кроме того, британцы активно тратились и на международные поездки: расходы на покупки билетов у различных авиакомпаний выросли на 32,1%. В Barclays отметили, что жители Великобритании «стремились провести незабываемое лето».
Мировая практика
- Великобритания не первая страна, потребители которой столкнулись со скимпфляцией. Так, в ноябре 2022-го анонимный опрос, проведенный среди 300 крупных американских производителей продуктов питания и напитков, показал, что две трети из них изменили рецептуру минимум шести товаров в своей линейке. При этом 90% из них главной причиной изменений назвали подорожание ингредиентов.
- Например, туалетная бумага Scott стала намного тоньше и «потеряла в весе» примерно 20%. В Ingredient Inspector рассказали, что многие производители в США также отказались от сахара в пользу более дешевой маисовой патоки с высоким содержанием фруктозы. А некоторые компании и вовсе убрали отдельные ингредиенты из своих продуктов. Так, хлопья Morning O’s производства Whole Foods, которые раньше содержали настоящий миндаль, теперь продаются вообще без орехов в составе.
- В Польше летом 2023-го местные журналисты заметили, что по мере роста стоимости ингредиентов производители и супермаркеты начали незаметно изменять рецепты и уменьшать размер определенных продуктов. В частности, компании-поставщики уменьшили размер салфеток и бумажных полотенец, а также в 2 раза сократили количество оливкового масла в бутербродных пастах и соусах.