Что произошло
ЦБ предлагает изменить порядок списания средств по мошенническим операциям и установить сумму компенсации жертвам злоумышленников.
В цифрах
За третий квартал 2021 года мошенники похитили у банковских клиентов 3,2 млрд рублей. При этом банки возместили клиентам только 7,7% украденных средств.
Перспективы
Специалисты предполагают, что возможны случаи злоупотребления возмещением денежных средств со стороны недобросовестных клиентов.
Тенденция
Для защиты клиентов банки и сотовые операторы создали антифрод-платформы, а сайты финансовых мошенников блокируют во внесудебном порядке по инициативе ЦБ.
Что произошло
Центробанк предложил банкам ввести упрощенный порядок компенсации денежных средств гражданам, пострадавшим от финансового мошенничества.
- Размер суммы, которую компенсируют клиенту, определит Банк России. Точную сумму ЦБ не раскрывает, однако отмечает, что она будет рассчитана «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80–90% всех случаев
социальной инженерии ». - Чтобы получить деньги, гражданин должен уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления от банка о проведенной операции (транзакции).
- Возмещение в пределах установленной ЦБ суммы распространяется на все банки. При этом, если у банка низкий уровень
антифрода , например, он не смог выявить операцию, совершенную без согласия клиента, ему придется вернуть клиенту всю похищенную сумму, даже если она превышает установленный размер. - ЦБ также предлагает дать банкам право списывать деньги по подозрительным операциям не сразу, а спустя 1–2 рабочих дня. «Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику, у него появляется возможность отклонить перевод», — объясняется в материалах ЦБ.
В цифрах
- 256 тыс. случаев, когда злоумышленники пытались вывести деньги с банковских карт жертв, зафиксировал ЦБ в третьем квартале 2021 года.
- В 41% этих случаев мошенники пытались выяснить данные карт у их обладателей. С помощью этого метода преступники совершили 105 тыс. атак.
- 3,2 млрд рублей похитили мошенники у клиентов банков за третий квартал 2021 года путем несанкционированных денежных переводов.
- 7,7% похищенных средств — меньше 250 млн рублей — банки возместили клиентам.
- 13,9 тыс. рублей в среднем мошенники похищали у россиян за одну операцию, согласно исследованию группы «Тинькофф».
Перспективы
Эксперты оценили перспективы инициативы Центробанка.
- Специалист по информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов опасается, что возможны случаи злоупотребления со стороны недобросовестных клиентов, которые будут оспаривать ранее совершенные операции и требовать возмещения.
- По мнению специалиста Group-IB Павла Крылова, останавливать перевод на один-два дня, несмотря на согласие клиента, — это хорошая идея с точки зрения антифрода. Однако, отмечает он, банки могут столкнуться с ошибочными блокировками операций добросовестных клиентов.
Тенденция
Помимо возврата гражданам похищенных денег, банки предпринимают другие меры по борьбе с мошенниками.
- Банки и сотовые операторы создали антимошеннические платформы, которые автоматически анализируют входящие звонки на номера клиентов банков. Если номер подозрительный, система оповестит службу безопасности банка.
- Сайты мошенников, финансовых пирамид,
фишинговых ресурсов и псевдокредитных организаций с 1 декабря начали блокировать во внесудебном порядке по инициативе Центробанка. - В сентябре ЦБ предложил усилить контроль за пополнением карт через банкоматы. По мнению специалистов, в стране нужно ввести обязательное использование антифрод-процедур для всех входящих платежей, а не только для переводов. Аферисты часто убеждают своих жертв внести деньги на «специальный» счет через банкомат, якобы для сохранения средств. На деле этот счет принадлежит злоумышленникам.
- Также ЦБ предложил законодательно обязать банки предоставлять пенсионерам услугу добровольного отказа от некоторых онлайн-переводов и платежей. Это позволило бы защитить пожилых людей от мошенников. При этом пенсионеры смогут сохранить функции снятия наличных, оплаты в офлайн-магазинах и входящих переводов.
Фото обложки: Гавриил Григоров/Дмитрий Рогулев/ТАСС