ФАС призвала авиакомпании скорректировать цены на билеты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) потребовала от авиакомпаний объяснить рост стоимости билетов. Письма с соответствующим запросом получили «Аэрофлот», «Победа», «Уральские авиалинии», NordWind, Smartavia и UTair. В ведомстве также призвали авиаперевозчиков скорректировать тарифы.
В ведомство поступают жалобы граждан на рост стоимости авиабилетов. Проведенный анализ динамики цен на авиабилеты и загрузки рейсов показал, что формирование цены на отдельных маршрутах не в полной мере соответствует принципам динамического ценообразования.
Федеральная антимонопольная служба
Из чего складывается стоимость авиабилета
Стоимость перелета зависит от двух основных параметров: тарифа, а также такс и сборов. Тариф — это стоимость самого перелета, которая зависит от длины маршрута, класса бронирования («Эконом», «Комфорт», «Бизнес»), места в салоне и т.д. Кроме того, на цену влияют
Ранее ФАС возбудила дело в отношении S7 — крупнейшего частного авиаперевозчика в России. Регулятор выяснил, что ценообразование у авиакомпании ничем не регламентировано: система выставляет абсолютно разные цены даже тем пассажирам, которые приобретают одинаковые билеты в одно и то же время.
В отношении S7 это по большому счету давление не на отдельно взятую авиакомпанию, а на все авиакомпании отрасли. Оно может привести к серьезному пересмотру стратегии продаж. [Возможно], авиакомпаниям придется продавать все билеты по усредненному тарифу.
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
Цены на авиабилеты в экономклассе 2024
Рекордное увеличение стоимости авиабилетов зафиксировал Росстат: федеральная служба опубликовала данные в конце марта. В январе 2024-го цены на перелеты по России выросли на 33,9% год к году, а в феврале — уже на 42% год к году. По данным Росстата на март, пассажиры экономкласса отдают в среднем 7244 рублей за 1 тыс. км полета. Рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга увеличились в цене в среднем на 19% — до 8504 и 10 800 рублей соответственно.
У нас в течение трех довольно тяжелых лет цены на авиабилеты практически не росли. 2020 и 2021 год — была пандемия, тарифы увеличились очень незаметно из-за падения перевозок. В 2022 году отрасль буквально залили субсидиями, и благодаря этому цены также оставались стабильными. Но все это время топливо, аэропортовые услуги, ремонт и все-все-все остальное дорожало. В 2023 году прежнего объема субсидий от государства не было — и начался отложенный рост цен.
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
Данные Росстата подтверждают и участники рынка. Например, в «Яндекс Путешествиях» зафиксировали похожую динамику: в январе цена на перелет в обе стороны выросла на 32% год к году, а в феврале — на 42%. По подсчетам аналитиков сервиса, средняя стоимость билета на внутренний рейс составляет 12,77 тыс. рублей.
Больше всего цены выросли на рейсы в Барнаул (в направлении «туда», из любого российского города), Грозный, Благовещенск, Мурманск и Улан-Удэ — на 71–88%. При этом на отдельных направлениях фиксируется и снижение цены: например, перелет до Владикавказа подешевел на 22%. Стабильными в течение года оставались расценки на полеты в Нижний Новгород, Кемерово, Владивосток и Сыктывкар. До того, как ФАС инициировала проверку в отношении шести российских авиакомпаний, эксперты прогнозировали, что в летний сезон цены на авиабилеты вырастут в 3–4 раза.
Фото обложки: Сергей Савостьянов / ТАСС