В цифрах
Общий объем потерь зарубежных непродовольственных брендов, которые свернули или приостановили работу в России, составил порядка $2 млрд, подсчитали эксперты. С февраля 2022-го об ограничении деятельности в РФ объявили 180 иностранных сетей.
Детали
Самые масштабные потери в этом секторе понесли испанская Inditex (владеет Zara, Bershka, Massimo Dutti), а также шведские H&M и IKEA. На их долю приходится более $1 млрд убытков. Кроме того, с серьезными проблемами столкнулись многие ритейлеры одежды люксового сегмента.
Контекст
Российский рынок был «глубоко встроен в глобальные бизнес-процессы» многих иностранных компаний, отмечают эксперты, а покрывать потери, понесенные после ухода из РФ, компании неизбежно будут за счет покупателей на рынках других стран.
За чем следить
В России под новыми брендами открываются магазины, которые ранее принадлежали зарубежным сетям. Например, 14 апреля в Москве начнет работу первая из 20 точек Maag (бывшая Zara), а 15 апреля — магазин белорусского бренда Swed House, где будут продавать товары-аналоги IKEA.
В цифрах
- Общий объем потерь зарубежных брендов, работающих в непродовольственной рознице, в виде недополученной прибыли из-за сворачивания бизнеса в России превысил $1,3–1,5 млрд, подсчитали эксперты.
- С учетом брендов, временно приостановивших деятельность в России, эта сумма может составить порядка $2 млрд.
- По данным NF Group, с февраля 2022 года 180 иностранных сетей ограничили деятельность в России, еще порядка 15 объявили о планах покинуть рынок.
- Основными причинами ухода почти 50% брендов аналитики называют ограничения внешнеторговых операций России, изменение валютного курса, логистические сбои, а также сложности с осуществлением трансакций.
Детали
- Самые серьезные убытки понесли испанская Inditex (владеет брендами Zara, Bershka, Massimo Dutti), а также шведские H&M и IKEA. На их долю приходится более $1 млрд убытков.
- В частности, H&M Group, которая летом 2022-го начала закрывать магазины в России, оценила потери от ухода с этого рынка в отчете по итогам года в $363 млн.
- «Коммерсант» отмечает: еще $300 млн убытков пришлось на Inditex, почти $400 млн — на IKEA, порядка $140 млн — на Decathlon.
- Кроме того, аналитики фиксируют серьезные сложности у ритейлеров, продающих одежду люксового сегмента. Общий убыток французского Hermes и итальянского Moncler превысил $200 млн.
- Среди тех брендов, которые приостановили работу в России и держали магазины сети закрытыми более года, крупные убытки, вероятно, понесла японская Uniqlo. В последние годы продажи компании в стране стремительно увеличивались. Так, в 2021-м выручка
«Юникло Рус» составила 26,9 млрд рублей. Это на 35% больше, чем в 2020 году.
Контекст
- Покрывать потери, вызванные уходом из России, бренды планируют с помощью онлайн-торговли, а также за счет покупателей на рынках других стран. Например, холдинг Inditex намерен активно развиваться на азиатском рынке.
- Однако присутствие в России для многих брендов важно с точки зрения доступа к рынку, «глубоко встроенному в глобальные и региональные бизнес-процессы», отмечают аналитики. Поэтому часть сетей даже под давлением отказываются уходить из России.
- По данным GlobalData, до весны 2022 года на долю России приходилось до 10% всех продаж европейского рынка одежды. Для сравнения: в Германии этот показатель составлял 16%, во Франции — 13%, в Испании — 6%.
За чем следить
- К ноябрю 2022-го с российского рынка ушли только 8,5% западных компаний, подсчитали экономисты. Из «оставшихся» 19,5% — компании из Германии, еще 12,4% — из США.
- Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в России остались 75,9% иностранных компаний. По его мнению, это демонстрирует их «веру в хорошие перспективы развития экономики страны». Володин также отметил, что освободившиеся ниши быстро заполняет российский бизнес.
- Кроме того, в России под новыми брендами открываются магазины, которые ранее принадлежали зарубежным сетям. Например, Inditex продала свой российский бизнес ближневосточным инвесторам. Вскоре под новыми брендами откроются более 200 магазинов, ранее принадлежавших Inditex. Первые точки Maag (марка, которая придет на смену Zara в России) начнут работу в Москве 14 апреля. Источники «Ведомостей» сообщили, что первый магазин сети появится в торговом центре «Авиапарк», а флагманский — на Кузнецком Мосту. Всего в столице откроют 20 магазинов Maag, еще 13 точек будут работать под брендом Dub. Новый собственник российского бизнеса Inditex также зарегистрировал бренды Ecru и Vilet.
- 15 апреля в торгово-развлекательном центре «Щелковский» в Москве откроется магазин белорусского бренда Swed House, в котором будут представлены собственные товары, а также аналоги продукции IKEA. В частности, товары для кухни, текстиль, аксессуары, а также сверхпопулярные мягкие игрушки-акулы.