В цифрах
Во время «Черной пятницы» общее количество платежей в российских онлайн-магазинах выросло на 41%. Покупателей стало больше на 32%, средний чек сократился до 1050 рублей.
Контекст
«Черная пятница» в России действовала с 24 по 27 ноября. Традиция пришла из США, где сразу после Дня благодарения стартуют предрождественские распродажи.
Но при этом
Эксперты отмечают, что часть предложений — уловка, а самые выгодные предложения появляются после окончания «предновогодней истерии».
Мировая практика
В Европе интерес к распродажам снизился на фоне кризиса стоимости жизни, падение продаж на 5% зафиксировано и в Великобритании.
В цифрах
«Черная пятница» в России установила новый рекорд продаж за 6 лет. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на исследование аналитиков «ЮKassa» (сервис для приема платежей финтех-компании «ЮMoney»).
- В этом году в дни распродаж общее количество платежей в российских онлайн-магазинах выросло на 41%, а обороты — на 22% по сравнению с прошлогодней «Черной пятницей», следует из данных «ЮKassa».
- Показатель увеличился за счет роста числа покупателей — их стало на 32% больше по сравнению с прошлым годом. Средний чек, напротив, сократился на 14% — до 1050 рублей.
- Больше всего по сравнению с прошлым годом увеличилось количество продаж ювелирных украшений — на 81%, следом идет объем продаж одежды и обуви (рост на 37%) и косметики (на 18%).
- В то же время на ряд категорий спрос упал. «Больше всего снизился спрос на сувениры и детские игрушки, спортивные и туристические товары, на мебель и предметы интерьера, а также на образовательные курсы. Россияне стараются экономить и избегать спонтанных покупок, в заказах становится меньше позиций», — рассказал коммерческий директор «ЮMoney» Дмитрий Кармишин. По его словам, многие покупатели уже успели приобрести все, что планировали, в День холостяка — 11 ноября.
- Несмотря на то, что год назад 65% россиян заявили, что считают проведение подобных акций лишь уловками маркетологов, многие все равно решили принять участие в акции.
- «По сравнению с обычными днями ноября количество покупок в «Черную пятницу» выросло на 37%, а обороты — на 72%. На маркетплейсах продаж было на 58% больше, а обороты увеличились на 86%», — добавили аналитики.
Контекст
- «Черная пятница» — это не один день, как может показаться из названия, а период, во время которого проходят самые крупные распродажи в году. Акция состоялась в нескольких странах мира, в том числе и в России, в период с 24 по 27 ноября. Традиция пришла из США, где распродажи следуют сразу за Днем благодарения — последним четвергом ноября.
- В этот день магазины в США традиционно объявляют начало рождественских распродаж — как минимум с 80-х, именно в те годы там закрепилось «черное» название скидочных дней. Некоторые утверждают, что пятница «черная», потому что черным магазины отмечали в учетных книгах доходы, другие считают, что «черными» в этот день от пробок становились дороги, по мнению третьих — «черной» пятницу прозвали полицейские из-за увеличения числа преступлений в период распродаж.
- Из США эта акция распространилась по всему миру, а к 2013 году добралась и до России.
- После окончания «чернопятничных» распродаж в США проходит «киберпонедельник» — по сути, аналог «Черной пятницы», но уже в онлайн-магазинах. В этом году он пришелся на 28 ноября. Акции в этот день проводят также и российские магазины.
- Помимо «Черной пятницы», популярны также распродажи 11 ноября (День холостяка). Этот праздник зародился в Китае и назван так из-за множества единиц в дате. Последние несколько лет россияне тратят в этот день больше, чем во время «Черной пятницы».
- При этом, согласно соцопросам, более половины россиян не видят разницы между этими ноябрьскими распродажами.
Но при этом
Во время предрождественских распродаж ритейлеры действительно предлагают скидки и выгодные предложения, но часть из них — просто уловки.
- Одна из самых распространенных — заранее резко поднять цены на свои товары, а потом сделать скидку, которая порой достигает 90%. По сравнению с первоначальной стоимостью она, на самом деле, несущественна или вообще отсутствует. Чтобы «не попасться на удочку» недобросовестных ритейлеров, перед покупкой лучше проверить стоимость товара в других местах, советуют эксперты. Цены можно быстро сравнить на агрегаторах.
- Кроме того, в отличие от большинства европейских стран в России нет закона, регулирующего проведение распродаж. Поэтому таким словом некоторые ритейлеры могут обозначить любую акцию или скидку на один-два товара, чтобы завлечь людей в магазины.
- Еще один прием, который используют маркетологи, — объявить о скидках «до 70%». При этом под такое определение подходят и 69% и 1% — все это менее 70%.
- В Tinkoff советуют тем, кто хочет сэкономить, дождаться, когда спадет «предновогодняя истерия». Именно в январе, по мнению экспертов, начинается пора «самых горячих» скидок — особенно это касается зимней одежды.
Мировая практика
- Жители США в этом году потратили на онлайн-покупки во время «Черной пятницы» $9,12 млрд, побив предыдущий рекорд 2020 года, подсчитали в Adobe Analytics. Среди самых популярных товаров оказались игровые консоли, дроны, ноутбуки от Apple (MacBook), устройства Dyson и видеоигры, например Fortnite. Ажиотаж был и вокруг скидок на внутриигровые товары на виртуальной площадке Roblox.
- В Великобритании результаты куда скромнее — по оценкам аналитиков, в период распродаж англичане заказали на 5% меньше товаров в онлайн-магазинах по сравнению с прошлым годом, всплеска активности не наблюдалось и в онлайн-магазинах. Аналитики объясняют это возросшей инфляцией и кризисом стоимости жизни.
- Снижение интереса к распродажам аналитики зафиксировали и в европейских странах. Например, лишь 24% испанцев заявили, что собираются воспользоваться скидками во время «Черной пятницы».
- В Китае Alibaba впервые не стала раскрывать результаты главной распродажи года — «Дня холостяка». Первый фестиваль распродаж Alibaba прошел в 2009 году. На пике в мероприятии участвовали звезды, например Тейлор Свифт и Николь Кидман, а Alibaba продавала товары на десятки миллиардов долларов. Однако сейчас успех мероприятия снизился. Еще до старта продаж аналитики заявляли, что 11.11 может стать масштабным провалом на фоне жестких коронавирусных ограничений в КНР.