История трамвайных маршрутов: от Петровского парка до Курского вокзала
Самый первый электрический трамвай в Москве поехал ровно 126 лет назад, 6 апреля 1899 года, от Петровского парка до Бутырской слободы. Трамваи пришли тогда на смену легендарным конкам, и уже скоро без этого электротранспорта невозможно было представить столицу.

В истории трамвая были и взлеты, и непростые времена. Но с начала 2010-х началось возрождение этого вида транспорта. Сначала восстановили линии по Лесной улице и по Волоколамскому шоссе, а еще трамваи спустя 70 лет вернулись к Белорусскому вокзалу.
Сегодня в столице работают 35 трамвайных маршрутов, которые охватывают практически всю Москву. Самый новый маршрут — №2, который запустили 23 сентября 2024 года от Курского вокзала по шоссе Энтузиастов до 3-й Владимирской улицы. Трамваи тогда поехали по улице Сергия Радонежского — впервые за 70 лет.

Цифры московского трамвая
- 5 трамвайных депо работают в Москве;
- 35 трамвайных маршрутов в столице;
- 86 районов охватывает трамвайная сеть Москвы;
- 430 км насчитывает вся сеть, включая депо;
- более 700 тыс. поездок в среднем совершается на трамваях ежедневно
Культовые трамваи Москвы: «богатырь» на 16 миллионов и маршрут со столетней историей
Самый популярный и технологичный — №17
Маршрут проходит от Медведково через станции метро «Бабушкинская» и «ВДНХ» и МЦК Ростокино до Останкино. Трамваи здесь ходят каждые 3–5 минут. Каждый день на 17-м маршруте совершают около 50 тыс. поездок, а всего за прошлый год их было 16 млн.
Еще 17-й — отличный полигон для экспериментов, многие новые вагоны тестировались здесь. Именно на этом маршруте впервые вышел на линию трамвай нового поколения «Витязь-М» в 2017 году.

Самый длинный — №46
На 46-м можно доехать от Метрогородка через «Бульвар Рокоссовского», «Преображенскую площадь», «Семеновскую», «Лефортово», «Авиамоторную» и «Площадь Ильича» до МЦД Калитники. Его длина в одну только сторону составляет 19,9 км! За час с небольшим можно объехать практически весь восток Москвы!

Самый буквенный и легендарный — А
Единственный и неповторимый маршрут, у которого нет цифр, — легендарная «Аннушка»! Она идет от тех же Калитников через «Пролетарскую», «Павелецкую» до Чистых прудов. «Аннушка» в деле еще с 1911 года, а по своему нынешнему маршруту она ходит с 2020 года.
Без следующей по тенистым бульварам «Аннушки» невозможно представить центр Москвы, ей посвящали литературные произведения. А известный писатель Константин Паустовский и вовсе работал здесь кондуктором.

Старейший маршрут с исторической остановкой — №27
Трамвай 27 существует беспрерывно аж с 1912 года. Конечно, более чем за 100 лет трасса неоднократно менялась. По своему нынешнему маршруту — от станции метро «Дмитровская» до «Войковской» — он курсирует с 1999 года.
На 27-м трамвае можно доехать до уникального остановочного павильона, который существует аж с конца XIX века. Находится он на остановке «Красностуденческий проезд». Павильон построили в 1890 годах по проекту Франца Когновицкого, изначально он был деревянным. В 1936 году его перестроили, и павильон стал чугунным. Уже в наше время его отреставрировали.

Самые популярные трамвайные маршруты в Москве
- №17: Медведково — Останкино
- №6: Братцево — станция метро «Сокол»
- №47: Нагатино — станция метро «Октябрьская»
- №11: Останкино — Восточное Измайлово
- №36: Метрогородок — МЦД Новогиреево
Трамвай как герой кино
Популярность московского трамвая не оставила равнодушной многих кинематографистов. За свои 126 лет трамвай снимался во множестве художественных фильмах. Некоторые сцены с ним стали культовыми.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
В легендарной новелле «Наваждение» Шурик готовится к экзамену. Уткнувшись в конспект Лиды и ее подруги, он на «автопилоте» входит в трамвай и едет вместе с ними. Подруга Лиды засыпает, а она сама вместе с Шуриком выходит из вагона на площади Борьбы.

Фото: Мосфильм
«Покровские ворота»
Лев Иванович Хоботов назначает встречу своей возлюбленной Людочке. Дойдя до Покровских ворот, они не идут домой к Хоботову, а едут на трамвае. За окном можно увидеть Чистые пруды. В сцене участвовал вагон КМ №2170. Он настоящая звезда кино.

Фото: Мосфильм
«Место встречи изменить нельзя»
Еще один фильм со звездным вагоном КМ №2170. Именно в нем задержали вора-карманника по кличке Кирпич. А сам эпизод снимали в районе ВДНХ.

Фото: Одесская киностудия
Что будет с трамваем в 2025-м: открытие исторического депо и новые линии
Ко дню рождения московского трамвая готовят большой подарок. После реконструкции откроют старейшее из ныне действующих в Москве трамвайное депо им. Апакова на Шаболовке, которому в прошлом году исполнилось 115 лет. По своему техническому оснащению оно станет и самым современным в столице.
Сейчас идет восстановление линии по Трифоновской улице. Трамваи пойдут там впервые почти за 30 лет, они свяжут Российский университет транспорта (МИИТ) с Рижским вокзалом. Предположительно, движение запустят осенью.
Кроме того, появится и линия по проспекту Академика Сахарова. Она свяжет Чистые пруды с Комсомольской площадью. Сейчас на этом участке идут подготовительные работы. Также в планах есть и продление трамвайной линии по шоссе Энтузиастов от 3-й Владимирской улицы в район Ивановское.
Не забываем и про беспилотный трамвай! Сейчас он проходит второй этап испытаний и за все время тестов ни разу не нарушил правила дорожного движения. А уже осенью уникальный трамвай начнет перевозить пассажиров в беспилотном режиме по маршруту 10 от Строгино до «Щукинской».
Бонус: заглянем в единственный в России Музей трамваев
Узнать об истории трамвая (не только московского, но и во всем мире) можно в Коломне. В единственном городе Подмосковья, в котором есть этот транспорт, работает единственный в России Музей трамваев.
Находится он на территории Коломенского кремля. Музей создал коллекционер трамвайных моделей и журналист Андрей Мясников. Собственно, в музее представлена уникальная коллекция моделей со всего мира: из России, Чехии, Великобритании, Германии и других стран. Среди них есть старые двухэтажные. И, конечно же, те самые «Витязи», которые стали уже визитной карточкой московского транспорта.
Фото: Сергей Демидов Фото: Сергей Демидов Фото: Сергей Демидов Фото: Сергей Демидов