Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Деньги на лекарствах: фармкомпании как инвестидея недели

Тема этой недели на рынке — фарма: свои результаты следом за «Промомедом» опубликовала «Озон Фармацевтика». Обе компании — «новички»: провели IPO прошлым летом. Разбирались, как у них дела и как выглядят их бумаги сегодня.

Какие отчеты показали фармкомпании

На этой неделе о своих результатах за 2024 год рассказали сразу два представителя фармацевтической отрасли — «Промомед» и вышедшая за ним следом на рынок «Озон Фармацевтика». Первая компания провела IPO в июле прошлого года, вторая — в октябре. 

Отчеты по МСФО (международному стандарту отчетности) компании в этот раз представили почти синхронно. «Промомед» — 23 апреля, «Озон Фармацевтика» — 24-го. Давайте посмотрим, как у них дела в цифрах.

«Промомед»: если вкратце, то все растет, и неплохо. 

  • Выручка: 21,4 млрд рублей (+35% год к году (г/г)).
  • EBITDA: 8,2 млрд рублей (+31% г/г).
  • Чистая прибыль скорр.: 4 млрд рублей (+22% г/г).

На рынке отмечают, что темпы, с которыми у «Промомеда» растет выручка — 35%, — считай, в 2 раза выше, чем темпы, с которыми растет фармацевтический рынок в целом — 18%. Такие результаты компания смогла получить, во-первых, за счет роста продаж лекарств в стратегических направлениях (эндокринология и онкология), а во-вторых, за счет расширения линейки своих продуктов. «Промомед» выпустил инновационный препарат «Велгия» в четвертом квартале (который принес более 1 млрд рублей). В начале года, кстати, вышло еще одно лекарство — «Тирзетта» — для лечения ожирения и диабета. 

«Озон Фармацевтика»: дела не хуже, чем у «Промомеда»

  • Выручка — плюс 29,6% (немного меньше роста, чем у «Промомеда», но все равно на треть) — до 25,5 млрд рублей.
  • Чистая прибыль — плюс более 15%, до 4,6 млрд рублей. 
  • EBITDA — на 28%, до 9,06 млрд рублей.

«Озон Фармацевтика» объясняет рост выручки увеличением не только объемов продаж (на 13%), но и тем, что компания подняла цены: на 15% в среднем за упаковку. 

Отдельный немаловажный момент: если в случае с «Промомедом» на рынке пока только надеются, что компания задумается о выплате дивидендов, то в случае с «Озон Фармацевтикой» совет директоров рассмотрит этот вопрос уже на следующей неделе, 29 апреля. 

Чем отличается бизнес фармкомпаний 

Если говорить о «Промомеде», то у него перспективный и растущий бизнес, говорит Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях. 

Если говорить о «Промомеде», то пока его акции как актив выглядят немного дороговато, если оценивать по мультипликаторам. Однако у бумаг хороший потенциал, как и у бизнеса. 

Так, напоминает эксперт, у «Промомеда» очень широкая линейка препаратов в стадии разработки, в том числе связанных с эндокринологией, онкологией. Горячий период запуска новых препаратов намечен на 2026–2027 годы.

Если все эти препараты выйдут на рынок, компанию может ждать очень хороший прирост по выручке, а следом и скачок акций. Обычная практика для фармкомпаний. При этом если препарат какой-то нужный, полезный, нацеленный на большую аудиторию, это очень сильно улучшает результаты для производителя. Правда, именно из-за таких перспектив «Промомед» как раз сейчас выглядит несколько переоцененным. 

Романович отмечает: эффективность бизнеса у обеих компаний, по сути, одинаковая. У «Озон Фармацевтики» рентабельность по скорректированной EBITDA составила 37%, у «Промомеда» — 38%. 

Разница в специфике этого бизнеса. Если «Промомед» специализируется на разработке собственных препаратов, то «Озон Фармацевтика» в основном производит дешевые дженерики и берет «массой». И та и другая компания растут, однако если смотреть на выручку, у «Промомеда» больше потенциал в плане новых лекарств и захвате доли рынка. 

Как выглядит фарма с точки зрения инвестора 

Романович отмечает: на российском фондовом рынке представлены и другие фармкомпании — «Артген», Genetico и «Фармсинтез». 

Разница в масштабе. Например, капитализация «Промомеда» — 90 млрд рублей, «Озон Фармацевтики» — 63 млрд рублей. У «Артгена», который на третьем месте по этому показателю, — только 8 млрд рублей. Первые две компании торгуются хорошо, их бумаги ликвидны (то есть их легко можно не только купить, но и продать по хорошей цене).

Да и в целом, если смотреть на то, как «Промомед» и «Озон Фармацевтика» чувствуют себя на Мосбирже после IPO, который они проводили один за другим, видно, что неплохо. 

Если «Озон Фармацевтика» начала торговаться в октябре 2024 года в районе 30 рублей за акцию, то сейчас она стоит уже 56 рублей — рост почти в 2 раза. «Промомед», правда, пока отстает — бумаги начали торговаться в районе 300–390 рублей, затем котировки падали до 280 рублей (на 30%), после чего отскочили до 500 рублей. Сейчас акции стоят около 420 рублей, то есть рост с момента IPO около 30%. Если же решать, чьи акции стоит добавить в портфель, то Романович напоминает, что нужно смотреть перспективы.

Так, у «Промомеда» намечается большой выход препаратов в 2026–2027 годах, то есть на горизонте ближайших 2 лет компания выглядит интересно, в том числе с точки зрения роста котировок. «Озон Фармацевтика», в свою очередь, берет объемами. Дженерики компании стоят дешево и продаются безрецептурно. Это значит, что «Озон» будет расти более линейно и ровно — вместе с рынком и уровнем инфляции. 

Поэтому если инвестор хочет большего роста, но при более высоких рисках, то стоит выбрать «Промомед». Если же хочется более спокойной динамики, то подойдет «Озон Фармацевтика». Ну а лучше включить обе эти компании в портфель, ведь фарма классически считается защитным сектором, который растет вслед за инфляцией. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное