В последние годы дипфейки стали мощным инструментом в руках мошенников. Один из самых ярких примеров — использование образа Илона Маска для фальшивых рекламных видео, которые привели к многомиллионным потерям среди пользователей интернета (см. видео с дипфейками в нашем канале).
По данным компании Sensity, которая отслеживает дипфейки, Илон Маск стал самой популярной целью для мошеннических схем. Почти четверть всех обнаруженных дипфейков с его участием связаны с криптовалютными мошенничествами. Эти видео распространяются через соцсети и видеоплатформы.
Мошенники используют ИИ-технологии, чтобы создать видео, где Илон Маск якобы одобряет различные инвестиционные проекты и просит вкладываться в них. Эти видео выглядят настолько реалистично, что даже опытные пользователи могут не сразу заметить подвох. При этом создание подобного фейка займет немного времени и несколько долларов.
Грустнее всего, когда жертвами мошенников становятся наши родные и близкие, бабушки и дедушки, мамы и папы. Так, например, NYT в красках описывает историю Стива Бошама, 82-летнего пенсионера, который потерял свои сбережения из-за дипфейка с Маском. Потеря — $690 тыс. — демонстрирует, насколько разрушительными могут быть такие мошенничества. Подобные схемы часто нацелены на пожилых людей, которые едва ли знакомы с современными технологиями.
И дипфейки Илона Маска — это всего лишь вершина айсберга в мире интернет-мошенничества. Чтобы защитить пользователей, важно объединить усилия технологических компаний, правительств и общества.
Борьба с дипфейками требует комплексного подхода. Важно работать на опережение — проводить ликбезы о разных видах мошенничества для разных возрастов, а жертвам — обеспечить помощь и поддержку, в том числе психологическую. Это те меры, которые могло бы взять на себя общество. Со стороны государства необходимы законодательные меры, которые бы строго наказывали за создание и распространение дипфейков с целью мошенничества. В свою очередь, соцсети и видеохостинги должны внедрять более совершенные алгоритмы для обнаружения и удаления дипфейков. Это также включает обязательное раскрытие использования ИИ при создании контента.
Фото обложки: Leon Neal / AP / TASS