В современном мире все больше людей пользуются интернетом и социальными сетями, поэтому политики вынуждены адаптироваться к новым условиям и использовать новые технологии для достижения своих целей, а точнее — избирателей. Эксперты говорят, что выборы 2024 года будут решаться в контексте хаотичной, фрагментированной медиасреды, а политики — выбирать «более молодежную» стратегию избирательного вовлечения, например партнерские отношения с блогерами, выход на новые платформы, использование нетрадиционных форматов и, конечно, искусственный интеллект.
Да, США являются более наглядным примером в плане цифрЫ — два медийных кандидата уже линчуют друг друга на площадке, которую сами же хотят или хотели запретить. К Америке мы еще вернемся. Но кейсы развивающихся стран не менее примечательны. Во многом их история обусловлена геополитическими причинами и особенностями медиапотребления — у нас Telegram, у них WhatsApp*, у нас звонки из штабов, у них — дипфейк-коллы от кандидатов, легализация политических дипфейков.
Пройдет еще полгода — и эти материалы, как и сами инструменты, которые сейчас используют кандидаты, могут кануть в Лету. А пока погрузимся в дивный новый мир: сегодня это голограммы, мемы и дипфейки.
Как Моди и его команда использовали соцсети в предвыборной кампании
С каждым днем, приближающим выборы в Индии, все отчетливее было видно, как Нарендра Моди становится настоящим «патриархом» индийской виртуальной вселенной. Хотя его возраст мог бы сказать о том, что он не самый продвинутый кандидат, но не без помощи своей команды он ловко лавировал в соцсетях, стремясь доминировать на каждой площадке.
Политтехнологи предлагали разные и очень убедительные причины, по которым Моди продолжает побеждать на выборах: культ личности, среда поляризации и неубедительная (и подавленная) оппозиция. Но многие недооценивали то, как общество было захвачено цифровым контентом, исходящим от Моди — с его подачи или без.
Однажды в 2019 году Нарендра Моди заявил, что предстоящие выборы станут первыми в истории страны, которые будут проводиться через смартфоны. Это заявление укрепило роль современных технологий в политической жизни Индии.
Моди решил оставить СМИ на откуп конкурентам, а сам — построить свой бренд на политике прямой коммуникации в соцсетях.
Использование Моди социальных сетей может стать рабочей схемой для политиков в разных странах мира — он является высшим хищником пищевой цепи. Моди есть не только в Twitter**, Instagram* и LinkedIn — у него более 100 плейлистов на YouTube. Было время, когда он мог активизировать знаменитостей в соцсетях по требованию, теперь ему даже не нужно пытаться, потому что это часть их ритуала.
Джойоджит Палпрофессор Мичиганского университета
В этом году в ход пошли все цифровые инструменты: вирусные видео на берегу моря, селфи с голограммой Моди на вокзалах и в других общественных местах, призывы к лайкам и подписках на всех платформах, где есть премьер-министр, челленджи в соцсетях и активности с блогерами.
В прошлом году в интернете стало вирусным видео, где Нарендра Моди «поет» популярную болливудскую песню. Пение сопровождалось фотографией Моди, сидящего со скрещенными ногами и бренчащего на гитаре. Видео, созданное с помощью искусственного интеллекта, набрало более 3,4 млн просмотров.
Цифровой голос Моди использовался в видеороликах не только на хинди, но и на южноиндийских языках, таких как тамильский, телугу и каннада, очаровывая аудиторию в регионах, где на хинди обычно не говорят. И здесь даже голосовые дипфейки — не ясно, сам ли Моди их инициировал или нет — сыграли ему на руку. История сделала из Моди не просто симпатичного поющего кандидата, но и расположила к себе население, говорящее на разных языках (а в Индии их больше 22).
Почему YouTube вытесняет традиционные СМИ
В этом году YouTube стал важным инструментом для предвыборной кампании — видеосервис имеет большую пользовательскую базу (467 млн пользователей), что сделало его мощным инструментом для обмена политическими сообщениями. Партии выделяли ресурсы для прямых трансляций и рекламы на платформе — например, оппозиционеры заявили, что предпочитают общаться с YouTube-блогерами, а не с журналистами, чтобы избежать искажения информации.
Согласно исследовательскому отчету Oxford Economics за 2021 год, до 87% пользователей YouTube в Индии полагаются на платформу как источник новостей. Менеджеры громких политических кампаний в 2023 году рассказали Rest of World, что рост их пользовательской базы на YouTube был приоритетом, поскольку это помогает им общаться с различными группами избирателей. Каждый сказал, что они увеличили расходы на Google AdSense и на наем команд для адаптации контента для YouTube. За последние 6 месяцев YouTube-каналы двух десятков индийских политиков резко прибавили в подписчиках и просмотрах.
То, как вы создадите сообщение и повествование на YouTube, будет иметь значение. Когда дело касается выборов, в YouTube работают две вещи: реклама и пропаганда.
Виней Кумарполитконсультант Stratmark Consulting
Как пишут СМИ, агитация через YouTube позволила политикам достичь избирателей, не опасаясь, что их слова будут искажены средствами массовой информации. Так, например, в 2023 году Рахул Ганди, главный лидер оппозиции Индии, отправился в свою знаменитую прогулку по стране. В течение 145 дней Ганди постоянно общался с YouTube-блогерами, раздавая им интервью и избегая традиционных средств массовой информации.
Какую роль сыграл искусственный интеллект
Болливудские песни с Нарендрой Моди, которые сопровождали предвыборную кампанию — самое безобидное, что было связано с искусственным интеллектом и выборами в стране. Накануне избирателей буквально атаковали миллионами звонков от ИИ-клонов политиков.
В Индии дипфейки стали возможностью для политики и бизнеса, инсайдеры оценивают эту индустрию в $60 млн. Политические партии используют искусственный интеллект для искажения реальности с помощью дешевых аудиофильмов, пропаганды и пародий. И, конечно, все это ради привлечения внимания избирателей.
Например, для того, чтобы создать ИИ-клон политика Шакти Сингха Ратхора, режиссер и владелец компании Polymath Synthetic Media Solutions Дивьендра Сингх Джадун собрал его аудио- и видеоданные. По задумке, клон должен был получиться настолько убедительным, что у избирателей было бы ощущение, что политик говорит с ними лично. В целом режиссер собирает медиа и об остальных общественных деятелях, например, чтобы перевести их выступления на другие языки, не используя при этом голоса за кадром или титры. В этом году его компания уже заработала $55 тыс., делая «цифровых аватаров» или «аудиоклонов» для политиков.
Еще один пример на стыке мемов и искусственного интеллекта: в феврале главная оппозиционная партия Индии — Индийский национальный конгресс — опубликовала в Instagram* ролик, пародирующий Нарендру Моди, который набрал более 1,5 млн просмотров. Это короткий клип на хинди под названием Chor (вор), где использовался дипфейк Моди. Текст песни был переработан, чтобы описать вора — в данном случае бизнес-магната: по тексту Моди обокрал угольные шахты, порты, линии электропередач и в конечном счете страну.
Ролик, очевидно, был мемным — по нему сразу было видно, что это дипфейк, однако команду Моди это сильно задело, и ответ не заставил долго ждать — Bharatiya Janata Party (BJP) в Instagram* с более чем 7 млн подписчиков загрузила свое собственное видео. Минутный клип изображал Моди на улице на крыше машины. В клипе использовалась старая патриотическая песня на хинди, спетая легендарной певицей Махендрой Капур, которая скончалась в 2008 году. Голос был воссоздан искусственным интеллектом, оригинальный текст был изменен, чтобы подчеркнуть достижения Моди за последние 9 лет, в том числе помочь фермерам и позволить индийским ученым посадить марсоход на Луну.
Это был первый раз, когда обе партии поделились политическим контентом, созданным с помощью ИИ, в официальных партийных аккаунтах — без явного раскрытия информации.
Это переломный этап совершенно нового способа ведения визуальной политики и, возможно, того, который фундаментально изменит то, как мы потребляем мультимедийные артефакты во время политических кампаний.
Джойоджит Пал
доцент Мичиганского университета
Обе партии расширили границы использования ИИ, чтобы как высмеять оппонентов, так и повысить свою собственную популярность на официальных страницах, и при этом аккуратно изучали границы политики платформ по маркировке фейкового политического контента (некоторые клипы также появились на YouTube и Facebook*). К слову, идентифицировать контент, созданный или измененный ИИ, а также помечать его таковым при публикации в Instagram* стало возможно несколько дней назад.
Эксперты говорят, что коммуникация на основе мемов более эффективна с точки зрения передачи сообщения политики партии в социальных сетях. А одной из причин использования ИИ называют необходимость создания оригинальных и цепляющих внимание материалов, а также стремление быть в тренде на платформах социальных сетей. Как гласит слоган в локациях для селфи с Моди, Yeh Naya Bharat Hain — «Это новая Индия. И правила игры изменились».
*Продукт компании Meta, признанной в России экстремистской.
** Соцсеть Twitter заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации. X — новое название соцсети Twitter.