КиберпанкДетали

Дискеты, факсы и резные печати: чем по сей день пользуются в «самой технологически развитой стране мира» — Японии

Министр цифровых технологий Японии Таро Коно объявил войну CD и дискетам. Эти носители до сих пор используются в госструктурах: например, подать заявления онлайн нельзя — их нужно принести в соответствующее ведомство на дискете.

Что происходит

Минцифры Японии объявило войну дискетам и CD, которые до сих пор используют в госструктурах страны, например для подачи заявлений.

История вопроса

Большинство крупных компаний уже не производят дискеты. Apple перестала выпускать их еще в 1998-м, Dell — в 2003-м, Sony — в 2011-м. Этот раритет все еще можно купить в магазинах и на вторичном рынке.

Но при этом

Японские чиновники сопротивляются нововведениям и уже «отстояли» печати ханко и факсы. Нашлись защитники и у дискет.

Мировая практика

В Китае также используют печати, похожие на ханко, в армии США до сих пор используют дискеты, а в американской налоговой все декларации перепечатывают вручную.

Что происходит

Новый министр цифровых технологий Японии Таро Коно практически сразу после вступления в должность объявил войну компакт-дискам (CD) и дискетам — об этом он сообщил в соцсетях. 

  • Коно выразил недовольство тем, что эти носители до сих пор используются в госструктурах вместо облачных хранилищ или хотя бы электронной почты. Например, по законам страны подавать заявление онлайн нельзя — нужно приносить их в соответствующее ведомство на CD или дискете. Такое требование действует для почти 2 тыс. госуслуг.
  • Министр заявил, что эти технологии давно устарели и нужно изменить законы страны таким образом, чтобы чиновники смогли перейти на электронный документооборот. 
  • Таро Коно также заявил, что инициативу по отказу от дискет поддержал премьер-министр Японии Фумио Кисида. Правительство Японии создало целевую группу, которая должна сформировать новые законы. Пока планируется, что к концу года она представит несколько вариантов отказа от CD и дискет.

История вопроса

Большинство компаний прекратили выпуск компакт-дисков и дискет и сейчас, как отметили в Sony, многим молодым людям трудно даже понять, для чего нужны эти предметы. «Где в наши дни вообще можно купить дискету?» — поинтересовался Таро Коно в соцсетях.

  • Первые дискеты появились на свет в 1981 году и примерно 20 лет были основным внешним носителем, позволяющим переносить информацию с одного компьютера на другой. Затем на смену дискетам пришли более совершенные технологии — CD.
  • Одной из первых дискеты перестала выпускать компания Apple — еще в 1998-м, следом за ней Dell — в 2003-м. Японская Sony, как отметили СМИ, «поставила точку» в истории дискет, прекратив их выпуск в 2011 году — компания объяснила это отсутствием спроса на этот товар. ​​
  • После этого производители персональных компьютеров отказались от встроенных дисководов для дискет в своих устройствах, а позже некоторые компании объявили о прекращении выпуска CD. 
  • Сейчас остатки устаревших носителей (как дисков, так и дискет) можно купить только на распродажах (например, на Amazon и eBay) или на вторичном рынке.

От использования этих носителей, как отметили в The Guardian, давно отказалось большинство предприятий и государственных органов стран мира. 

Но при этом

В Японии, которую СМИ называют «самой технологически развитой страной в мире», работают довольно консервативные чиновники.

  • Таро Коно еще до вступления в должность министра активно боролся с использованием в стране устаревших технологий, однако до сих пор сталкивается с жестким сопротивлением. 
  • В 2021 году, когда Коно был еще министром административной реформы Японии, он начал «личный крестовый поход» против ханко — это традиционная японская резная именная печать, которая по сути является аналогом подписи — она индивидуальна для каждого, японцы ставят ее на документах. Коно не смог отменить ее использование из-за возражений некоторых политиков, которые заявили, что «физические носители (печать ханко. — Прим. ред.) обеспечивают степень достоверности, которой нет в электронной почте», и обвинили Коно в нападении на «символ Японии».
  • Также Коно пытался «отменить» факсы, утверждая, что они «похоронили чиновников в горах бумаги». Но сотни правительственных учреждений заявили, что отказ от факсимильных аппаратов «невозможен», ссылаясь на опасения по поводу безопасности конфиденциальной информации.

Кроме того, как сообщали СМИ, многие японские компании и госструктуры оказались совершенно не готовы к прекращению работы Internet Explorer 11 — когда 15 июня 2022 года компания Microsoft официально прекратила работу браузера, японским госслужащим пришлось экстренно мигрировать на другие платформы и переделывать под них свои сайты.

Когда в прошлом году муниципальные структуры Токио начали переводить взаимодействие с гражданами и организациями в онлайн-режим, госслужащие выразили недовольство и заявили, что привыкли к дискетам, так как они «практически никогда не ломались» и с них «не исчезали данные».

Мировая практика

Япония — не единственная страна, в которой госструктуры используют устаревшие технологии в работе.

  • Например, дискеты используют в американской армии. Сначала это были 8-дюймовые носители, разработанные более 50 лет назад — их заменили лишь в 2019 году. Правда, снова на дискеты, только на этот раз — более «современные» 3,5-дюймовые. 
  • Налоговое управление США (Internal Revenue Service) до сих пор обрабатывает миллионы бумажных деклараций вручную: население присылает им документы в конвертах — а налоговики перепечатывают их данные и вносят в систему.
  • В Китае, согласно действующим законам, предприятия до сих пор используют вместо подписи специальную печать — такую же, как японская ханко. Пользуясь таким правилом, экс-глава китайского разработчика чипов ARM Аллен Ву больше года удерживал контроль над компанией, забрав с собой относящуюся к ней печать, когда его попытались уволить.
  • В РФ в 2016 году Российская академия наук объявила, что заявки на конкурс грантов для молодых ученых необходимо подавать на дискетах. Однако позже в РАН уточнили, что это лишь один из вариантов, отправить заявку можно и онлайн.

Фото обложки: Unsplash

Копировать ссылкуСкопировано